Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов - СЛОВО И СЛОГ - Слово и слог. Ударение - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: совершенствовать умение выделять слоги в слове разными способами; развивать речевой слух; анализировать слоговые модели слов, соотносить слово с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели; учить сотрудничеству с партнёром при выполнении учебной задачи — составления из слогов слов; ввести в активный словарный запас учащихся термин слог и слово с труднопроверяемым написанием лисица, совершенствовать навык написания словарных слов; составлять сообщения на тему “Что я узнал(а) о слоге”; оценивать себя при выполнении проверочных заданий.
Ход урока
1. Постановка познавательной задачи урока: “Как определить, сколько в слове слогов?” Воспроизведение знаний о способах определения слогов в слове.
2. Выполнение заданий учебника (упр. 4, с. 33). Ответы на вопрос: “Кто больше составил слов из данных слогов?”. Устное выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 3, с. 17). Ответы на вопрос: “Кто из вас составил из слогов скороговорки?”
3. Запись по памяти слов, написание которых надо запомнить, с предварительным проговариванием по слогам: сначала так, как мы говорим, затем орфографически (воробей, карандаш, пенал, ворона и др.).
4. Работа над новым словарным словом лисица (с. 34), объяснение значения и написания в слове буквы и в первом слоге.
Сопоставление по значению слов лисица и лисичка, запись этих слов в тетрадь, определение количества слогов в этих словах.
5. Выразительное чтение считалки С. Маршака (учебник, упр. 5, с. 34). Работа в парах.
• Разыгрывание сценки (дети считаются, произнося слова считалки по слогам).
• Анализ слоговых моделей слов (нахождение в считалке слов, которые могут по своей структуре подойти к каждой модели).
6. Рассматривание картинок, определение слов-названий предметов по картинкам, произнесение слов с целью определения в них слогов, запись этих слов в указанном порядке (учебник, упр. 6). Составление предложения с любым словом, комментированная запись одного из получившихся предложений.
7. Подготовка к выполнению заданий рубрики “Проверь себя”. Чтение заданий. Ответ на вопрос и выполнение задания учителя: “Какое задание тебе легко было выполнить, а над выполнением какого ты задумался? Объясни свой ответ”.
8. Чтение или рассказывание начала сказки (учебник, упр. 7, с. 35). Разыгрывание сценки (совместная деятельность учащихся). Определение слогов в любом из слов предложений с обоснованием своего ответа.
9. Итог урока. Составление сообщения учеников на тему “Что я знаю о слоге”. Начало высказывания: “Слог — это часть слова. Слог можно определить по...” Нахождение в тексте упражнения 7 (учебник, с. 35) слов, состоящих из одного слога (из двух, трёх, четырёх слогов).
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение письменного задания учебника (упр. 7, с. 35) и заданий в “Рабочей тетради” (упр. 4, с. 17).