Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове - ЗВУКИ И БУКВЫ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове - ЗВУКИ И БУКВЫ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: дать общее представление о звуках и буквах русского языка, о различии звуков и букв; наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развивать речевой слух, правильно произносить звуки и называть буквы, составлять звуковые модели слов, преобразовывать звуковые модели в буквенные; наблюдать над образностью русских слов, которые передают звуки природы; развивать монологическую речь, передавая содержание составленной сказки; ввести в активный словарный запас учащихся термины звук, буква, слово с непроверяемым написанием собака.

Ход урока

1. Выполнение письменного задания в учебнике (упр. 10, с. 43). Заслушивание составленной учащимися основной части сказки (учебник, упр. 11, с. 44).

2. Выяснение значений слов собака, собачонка, собачий, собаковод, объяснение их написания. Подбор и запись слов из словаря с буквой о в первом слоге (ворона, воробей, сорока, собака), обозначение в словах места ударения.

3. Знакомство с новым разделом учебника “Звуки и буквы” (с. 45). Рассматривание и чтение содержания шмуцтитула. Определение целевой установки уроков данного раздела: “Будем учиться”. Чтение темы “Звуки и буквы” и постановка учебной познавательной задачи урока: “Чем отличаются звуки от букв?” (учебник, с. 46).

4. Выразительное чтение стихотворения Е. Благининой (учебник, упр. 1, с. 46). Соотнесение заголовка и текста. Определение темы стихотворения и его общего настроения. Подбор синонимов к слову славно и предложению С добрым утром! Произнесение каждого звука в слове пою, называние букв в этом слове, сравнение количества звуков и букв. Выполнение письменного задания учебника (упр. 1, с. 46) или “Рабочей тетради” (упр. 1, с. 23).

5. Воспроизведение знаний о звуках и буквах. (Слово, которое мы произносим, состоит из звуков. Звуки мы воспринимаем органами слуха. Написанное слово состоит из букв и воспринимается органами зрения. Буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи.) Выполнение заданий учебника (упр. 2, с. 46).

6. Чтение лингвистического текста в учебнике под рубрикой “Обрати внимание!” (с. 47). Выяснение понимания прочитанного. Ответ на вопрос: “Какими звуками различаются слова сон — сын, коза — коса?”

7. Проведение лингвистического опыта. Наблюдение над тем, как образуется звук: [а] — губы округляются, рот широко раскрыт, звучит голос, воздух проходит свободно; [у] — губы вытягиваются в трубочку, рот раскрыт меньше, звучит голос, воздух проходит свободно; [м] — губы смыкаются, создают преграду для прохождения воздуха. Самостоятельные наблюдения учащихся: какие органы речи принимают участие в образовании звуков (учебник, упр. 3, с. 47).

Вывод: любое произносимое слово состоит из звуков, звуки образуются органами нашей речи и воспринимаются на слух.

8. Упражнение в произношении слов, составлении звуковой схемы слова и записи этого слова буквами (учебник, упр. 4, с. 47). Например, звуковая схема к слову слон.

9. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Выразительное чтение стихотворения А. Барто (учебник, упр. 10, с. 51). Перечитывание строк так, чтобы слушатель услышал грома громыханье, шуршание мышек и кукование кукушки. Произнесение повторяющихся звуков. Выполнение письменного задания.

10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Из каких звуков складываются слова? Как обозначаются звуки речи на письме? Что вы узнали о звуках и буквах? Какими звуками различаются слова палка — пилка?”

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 2, с. 23).


1 Звуко-буквенный разбор слов проводится по усмотрению учителя в течение всего учебного года.






Для любых предложений по сайту: [email protected]