Графический и иллюстративный материал учебника - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 КЛАСС) И РАБОТА С НИМ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Графический и иллюстративный материал учебника - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 КЛАСС) И РАБОТА С НИМ

Большое значение в усвоении знаний имеет графический (таблицы, схемы, звуковые модели) и иллюстративный (предметные и сюжетные рисунки, фотографии) материал учебника, который предназначен для разъяснения, конкретизации, наглядного представления фактов и сведений о языке, развития устной и письменной речи, активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников.

Приведём пример работы с текстовым и иллюстративным материалом учебника (упр. 19, с. 103).

Ученики рассматривают рисунки и читают текст, осмысливают содержание текста (в тексте рассказывается о том, как мальчик укрыл птенцов от дождя кепкой, а потом о них заботился), определяют главную мысль (мальчик спас птенцов от гибели), высказывают мысль о том, как бы они поступили на месте мальчика, всегда ли так надо поступать, придумывают к тексту заголовок, соотносят текст с рисунками и записывают только те предложения, которые соответствуют им.

Работа с этим упражнением способствует достижению личностных результатов: воспитанию чувства сопереживания, готовности оказать помощь нашим меньшим братьям, осознанию того, как каждый из детей поступил бы в этой ситуации; предметных результатов: формированию речеведческих умений (осознанно читать, определять тему и главную мысль, выбирать из текста то содержание, которое соответствует рисунку), орфографических умений (внимание детей обращено к выделенным орфограммам, необходимо правильно записать выбранные предложения); метапредметных результатов: формированию познавательных УУД (использование умения сопоставлять содержание и рисунок и выбирать нужную информацию из текста для решения речевой задачи).

Приведём пример работы с графическим материалом учебника (упр. 5, с. 83).

Ученикам предлагается прочитать название таблицы “Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами”, задуматься над тем, какую информацию содержит таблица (слова, звуки, буквы, выделенные в словах буквы) и для чего она предназначена.

Рубрика “Обрати внимание” направляет внимание учеников на звуки, которые даны парами, дети произносят звуки, определяют, что это разные звуки. Сопоставляют произношение звуков ([б] — [б’], [в] — [в’] и др.) и их обозначение на письме (булка — белка, воз — вёз и др.), делают вывод, что пары звуков по твёрдости- мягкости обозначаются на письме одинаковой буквой (б, в). Одновременно выясняется и значение незнакомых слов.

Далее ученики произносят непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки и приводят свои примеры слов, в которых могут быть эти звуки (жук, шляпа, цапля, йод, чашка, щека и др.)

Последнее задание требует от детей поделиться своим мнением: для чего в таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква “мягкий знак” (ь). (После буквы, обозначающей согласный звук, эти буквы могут указывать на твёрдость или мягкость предшествующего согласного звука.)

Обобщением могут служить следующие вопросы: “Чем может быть нам полезна эта таблица? В каких случаях мы можем к ней обратиться?”

Работа с этим упражнением может способствовать достижению предметных результатов: получению знания о твёрдых и мягких согласных и их обозначении на письме, формированию умения различать слово, звук и букву, правильно произносить согласные звуки; метапредметных результатов: формированию познавательных УУД (логические умения сравнивать и сопоставлять букву, звук, слова, твёрдые и мягкие согласные, произношение звуков и их обозначение буквой; умение работать в информационной среде: приобретение навыка читать информацию, анализировать, понимать её, находить в ней содержание, соответствующее заданию), коммуникативных УУД (умение формулировать своё мнение, правильно строить своё высказывание при ответе на вопросы).

Перелистывая страницы учебника, можно заметить, что в нём присутствует “картинный словарь” для слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Применительно к этим написаниям в школе бытует термин словарные слова (хотя это не научное название).

Словарные слова в учебнике выделены рукописным шрифтом, а рядом дан предметный рисунок, изображающий словарное слово (например, с. 43, словарное слово сорока; с. 76, словарное слово класс и фотографии к этим словам). Также словарные слова даны в “Орфографическом словаре” учебника (с. 137).

Словарно-орфографические упражнения (имеется в виду работа со словарными словами) должны быть направлены на:

• обогащение речи школьников словами из словаря;

• восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

• развитие умений объяснять значение слов и понимать особенности их употребления в речи;

• осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи.

Подробное описание работы со словарными словами и дидактический материал к ним даны в методическом пособии “Работа с трудными словами в начальной школе” (авт. В. П. Канакина)1.


1 См.: Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2007. — (Библиотека учителя).






Для любых предложений по сайту: [email protected]