Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Заглавная буква в кличках животных - ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: развивать умение писать заглавную букву в кличках животных, прозвищах персонажей сказок; учить различать слова-названия животных и клички животных; сопоставлять правописание имён собственных и нарицательных в словах типа Орёл и орёл; учить составлять из предложений текст по рисунку, оценивать свои результаты.
Ход урока
1. Выполнение письменного задания учебника (упр. 8, с. 126), составление текста на тему одной из поговорок, представленных в упр. 8. Подготовка к выполнению заданий рубрики “Проверь себя” (с. 128).
2. Определение познавательной задачи урока: “Какие слова пишутся с заглавной буквы?” (продолжение). Ответ на вопрос: “Какие слова пишутся с заглавной буквы?”
3. Работа с таблицей в учебнике (упр. 1, с. 122). Чтение в таблице названий животных (собака, корова и др.) и их кличек (Жучка, Бурёнка и др.). Различение понятий названия животных и клички животных. Приведение своих примеров со словами-названиями животных и их кличек.
Установление правила: клички животных пишутся с заглавной буквы.
4. Комментированная запись: собака Жучка, корова Зорька, петух Боська, сорока Дарья, воробей Чудик. Объяснение написания слов.
5. Чтение предложений из сказки К. Чуковского в учебнике (упр. 9, с. 126). Ответы на вопросы учителя: “Почему некоторые слова записаны с заглавной буквы?”
Выборочная комментированная запись некоторых слов из данного упражнения: доктор Айболит, моряк Робинзон, страна Африка, утка Кика, сова Бумба. Объяснение написания букв, обозначающих безударные гласные звуки в словах собака, сова, подбор близкого по значению к слову доктор слова врач. Обобщение: “Что нужно знать о написании кличек животных, прозвищ (имён) персонажей сказок?”
6. Чтение стихотворения А. Шибаева заранее подготовленным учеником. Объяснение: в чём необычность этого стихотворения.
Вот село Высокое.
(Место здесь высокое.)
Это кот Пушок.
(Он и вправду как пушок.)
Вот моя подружка Роза.
(А в руках подружки — роза!)
Это речка Тьма.
(В речке рыбы — тьма!)
Вот какая чудо-рыбина!
(Рисовала Люда Рыбина.)
7. Выполнение заданий учебника. Чтение пар слов (упр. 10, с. 127), их сопоставление по написанию и смыслу. Составление и запись предложения с любым словом (Мы приехали в город Орёл. На скале свил гнездо орёл.)
8. Чтение скороговорки (упр. 11, с. 127), объяснение: как записать скороговорку, оформляя запись как нестихотворный текст. Запись первого предложения. (Поливала сливу Клава.)
9. Составление предложений и текста по рисунку в учебнике (упр. 12, с. 128).
10. Итог урока. Обсуждение выполнения заданий рубрики “Проверь себя”. Оценка работы.
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение заданий “Рабочей тетради” (упр. 4, с. 61). Подготовка к выполнению проектной деятельности в учебнике (“Наши проекты. Сказочная страничка”, с. 129).
ПРОЕКТ “СКАЗОЧНАЯ СТРАНИЧКА”
Целевые установки: расширить книжный кругозор (названия сказок могут вызвать желание прочитать эти сказки); развивать умение рассказывать и сопоставлять содержание сказки с рисунком; выбрать любимую сказку и выполнить к ней рисунок, находить изученные орфограммы в названиях сказок и объяснять написание слов с этими орфограммами (учебник, рубрика “Наши проекты. Сказочная страничка”, с. 129).