Справочный аппарат учебника - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 КЛАСС) И РАБОТА С НИМ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Справочный аппарат учебника - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 КЛАСС) И РАБОТА С НИМ

Справочный аппарат учебника содержит памятки и миниатюрные словари, назначение которых — способствовать развитию навыков самостоятельной деятельности. Они позволят обучать детей обращаться к ним при решении разного рода учебно-познавательных задач во время выполнения классной работы и во внеклассной деятельности, а также окажут реальную помощь в усвоении знаний о языке.

В начале изучения курса “Русский язык”, возможно на первом уроке, первоклассники под руководством учителя знакомятся с условными обозначениями, принятыми в учебнике (с. 4), содержанием (с. 143) (подробно изучат содержание первого раздела и темы этого раздела), текстовым, графическим, иллюстративным материалом, а также справочными материалами.

Работа с памятками учебника. В учебнике представлено 5 памяток:

• памятка 1 “Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст”;

• памятка 2 “Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки”;

• памятка 3 “Гласные звуки и буквы для их обозначения”;

• памятка 4 “Согласные звуки русского языка”;

• памятка 5 “Алфавит”.

Непосредственно с каждой памяткой первоклассники работают при изучении того раздела, который она иллюстрирует.

Уточняется значение слова памятка (в ней содержатся сведения о чём-либо, в данном случае о языке или последовательности действий с языковыми единицами), определяется назначение памяток.

Так, при выполнении первого задания по списыванию учитель обращает внимание детей на памятку 1 “Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст” (с. 134). Первоклассники определяют назначение этой памятки, воспроизводят в памяти последовательность действий в процессе списывания.

Работа с памяткой 3 “Гласные звуки и буквы для их обозначения” (с. 135) предусмотрена при изучении сразу двух разделов — “Гласные звуки” (с. 58) и “Твёрдые и мягкие согласные звуки” (“Как обозначить на письме мягкость согласных звуков”) (с. 81—82).

Возможные вопросы и задания при работе с таблицей: “Прочитай название памятки 3. Сколько гласных звуков выделено в таблице? Произнеси их. Назови буквы, обозначающие гласные звуки. Сколько букв? Какую работу в слове они могут выполнять? Выскажи мнение, для чего дана эта памятка. Когда ты будешь к ней обращаться?”

Работа со словарями. В учебнике представлены разные виды мини-словарей: “Орфоэпический словарь”, “Толковый словарь”, “Орфографический словарь”, “Словарь слов, близких по значению”, “Словарь слов, противоположных по значению”. Последовательность работы с каждым словарём и обращения к этим словарям указана в упражнениях учебника. Первое обращение к тому или иному словарю сопровождается показом аналогичного, но полного словаря (это может быть школьный или академический словарь). Работа со словарями не ограничивается только заданиями, имеющимися в упражнениях учебника: к словарям можно обращаться при изучении всех разделов курса “Русский язык”; в дальнейшем ученики будут привлечены к созданию своих собственных словарей.

Приведём некоторые примеры. Тема “Ударение”. При изучении этой темы первоклассники впервые знакомятся с “Орфоэпическим словарём” учебника (с. 136). Возможны следующие вопросы и задания:

• Прочитайте название словаря. Обратите внимание на слово орфоэпический и его значение (орфо — от греч. orthos — правильный и эпос — от греч. epos — речь); словарь показывает нам, как надо правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка) произносить слова.

• Прочитайте каждое слово так, как оно написано, по слогам, а теперь прочитайте каждое слово целиком, усиливая голос на ударном слоге.

• Что вы заметили, читая каждое слово? (Ударные гласные выделены; указано в скобках произношение подчёркнутых сочетаний слов, не поставлен знак ударения в словах шофёр, свёкла.)

• Произнесите правильно слова с подчёркнутыми буквосочетаниями. Одинаково ли произносятся и пишутся эти слова?

• Чему учит “Орфоэпический словарь”? Когда вы к нему будете обращаться?

После ознакомления со словарём учебника учитель показывает детям один из имеющихся в классной или школьной библиотеке орфоэпических словарей.

Возможны дополнительные вопросы и задания с “Орфоэпическим словарём” при изучении других тем:

• Проверьте по словарю, как правильно произнести слово туфля (слово записано на карточке).

• Выпишите слова с ударным гласным ё, объясните их значение.

• Составьте предложение со словом шофёр, произнесите предложение вслух.

• Как назвать одним словом слова молоток, топор, пила? Проверьте произношение этого слова по словарю.

• Выпишите из словаря слова, в которых звуков меньше, чем букв.

• Выпишите слово, которое отвечает на вопрос какой?, составьте с ним предложение, произнесите предложение вслух.

• Выпишите слово, близкое по значению слову азбука, произнесите это слово.

• Выпишите слова с буквосочетанием чт, произнесите их.

• Прочитайте слова, которые начинаются со звонкого твёрдого согласного звука и др.

Работа с форзацами учебника. На форзацах дан иллюстративно-графический материал: “Чудо-городок звуков” и “Чудо-городок букв”. Этот материал может быть использован:

• при изучении соответствующих тем и понятий на разных этапах урока (“Звуки и буквы”, гласных звуков, согласных, парных по твёрдости-мягкости и по глухости-звонкости, непарных согласных, букв, обозначающих гласные и согласные звуки русского языка, правил правописания некоторых буквосочетаний);

• на специальном повторительно-обобщающем уроке (не только в конце 1 класса, но и в последующих классах);

• как справочный материал.






Для любых предложений по сайту: [email protected]