Русский язык 1 класс - Контрольно-измерительные материалы - 2017 год
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
В данном пособии представлены контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 1 класса, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и программой по русскому языку (авт. В.П. Ка- накина).
Издание содержит диагностические тесты по разделам и темам (подтемам) учебника, входной тест для проверки знаний и умений, полученных детьми в период обучения грамоте, и итоговый тест за первый год обучения русскому языку.
Все тесты составлены в формате ЕГЭ, задания разделены на три уровня сложности: уровень А — базовый, уровень В — продвинутый, уровень С — повышенной сложности (уровень комплексных умений, метапредметный уровень).
Тестирование проводится по окончании изучения той или иной темы (подтемы) курса русского языка. На выполнение теста рекомендуется отводить 15—20 минут.
Основные требования к результатам освоения программы по русскому языку на конец первого года обучения
Учащиеся научатся:
• различать речь устную и письменную (на основе общих представлений);
• различать текст и предложение;
• выделять предложение из речи;
• определять границы предложения;
• писать слова в предложении отдельно друг от друга;
• интонировать предложение в соответствии со знаком препинания в конце предложения;
• обозначать конец предложения точкой, вопросительным или восклицательным знаком;
• соотносить предложение со схемой и наоборот;
• узнавать диалог;
• определять количество слов в предложении;
• выделять слова из предложения;
• различать предмет и слово, действие предмета и слово, признак предмета и слово;
• использовать в речи “вежливые” слова;
• находить в словарях учебника нужное слово и информацию о нём;
• различать слово и слог;
• определять количество слогов в слове;
• сопоставлять слово с его моделью;
• составлять слова из слогов;
• ставить ударение в слове;
• различать ударные и безударные слоги;
• составлять простейшие слогоударные модели слов;
• соотносить слово с его слогоударной моделью;
• различать звуки и буквы;
• распознавать условные обозначения звуков речи;
• сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова;
• различать гласные буквы в слове, правильно их произносить;
• характеризовать звуки русского языка: ударные/безударные гласные, парные/непарные твёрдые/мягкие и звонкие/глухие согласные;
• называть последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
• обозначать мягкость предшествующего согласного на письме гласными буквами и буквой Ь;
• соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк, конь, деньки;
• объяснять расхождение между количеством звуков и букв в слове;
• обозначать начало предложения на письме заглавной буквой;
• писать имена собственные с заглавной буквы;
• переносить слова с одной строки на другую по слогам, в том числе слова с Й, удвоенной согласной и Ь в середине;
• проверять парный согласный на конце и в середине слова в двусложных словах, писать на месте парного согласного нужную букву;
• проверять безударный гласный в двусложных словах, писать на месте безударного гласного нужную букву;
• различать проверочное и проверяемое слова;
• записывать без ошибок словарные слова, предусмотренные программой 1 класса;
• правильно произносить шипящие согласные, отличать их от других согласных;
• распознавать на слух сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, правильно их произносить в словах и писать;
• распознавать на слух сочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ в позиции под ударением, записывать их правильно.
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу;
• различать однозначные и многозначные слова, предусмотренные программой 1 класса, употреблять их в предложениях в соответствии с лексическим значением;
• распознавать слова, близкие и противоположные по значению, толковать лексическое значение слов-синонимов и слов-антонимов;
• составлять предложения со словами, близкими и противоположными по значению;
• запоминать правописание словарных слов {пенал, здравствуйте, благодарю) на основе знаний этимологии;
• открывать новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом;
• осознавать роль ударения, его значимость в слове;
• находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;
• произносить слова, предусмотренные программой 1 класса, в соответствии с нормами литературного произношения;
• делать выводы об образовании звуков речи (гласных и согласных) на основе проведения лингвистического опыта;
• проводить лингвистический анализ слова с целью выделения парных по глухости/звонкости согласных звуков;
• осознавать способы пополнения словарного запаса русского языка;
• находить лексическое значение незнакомых слов по толковому словарю;
• делать выводы о написании и произношении слов с удвоенными согласными, писать грамотно слова с удвоенными согласными, включённые в программу 1 класса;
• использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстом.
В области развития речи учащиеся приобретут умения:
• составлять устные высказывания о значении языка и речи в жизни людей, о русском языке как великом достоянии русского народа;
• строить высказывания о значении изучения алфавита;
• строить высказывания о бережном отношении к природе и ко всему живому на Земле;
• составлять текст по рисунку и опорным словам;
• восстанавливать деформированный текст;
• определять тему и главную мысль текста;
• подбирать заголовок к тексту;
• составлять ответы на вопросы;
• составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию одной из сказок, предусмотренных программой 1 класса;
• составлять небольшие тексты по данным началу и концовке с опорой на иллюстрации.
В связи с внедрением в школьную практику стандартов нового поколения актуальной становится задача формирования уже на первом этапе обучения метапредметных универсальных учебных действий (УУД), среди которых выделяются регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Авторы пособия постарались включить в тесты задания, помогающие учителю отследить уровень сформированности тех или иных метапредметных УУД, а именно таких, которые поддаются тестовой форме контроля.
Задания, предлагаемые в данном пособии (особенно уровень С), направлены на диагностику сформированности таких метапредметных умений, как логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация), знаково-символические умения (работа со схемами и моделями слов, предложений, умение считывать информацию со схем и моделей, сопоставлять схемы и модели со словами и предложениями, предложенными учебником или учителем). Диагностика коммуникативных умений сосредоточена в тестовых заданиях, касающихся работы с разными видами текстов, в том числе с разными формами высказываний (диалог).
В метапредметной области учащиеся научатся:
• оценивать результаты выполнения заданий;
• находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание;
• распределять роли при чтении диалогов;
• классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы;
• классифицировать слова по количеству в них слогов;
• сравнивать слова по возможности переноса с одной строки на другую {крот, улей, зима)',
• соотносить слово и его звуковую модель;
• работать с памятками и алгоритмами;
• создавать собственный информационный объект по аналогии с образцом;
• оформлять готовые результаты проекта в форме презентации.
Рекомендации по выполнению и оцениванию тестовых заданий
При выполнении заданий уровня А ученик должен выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных. Каждое верно выполненное задание этого уровня оценивается в 1 балл.
Задания уровня В предполагают выбор нескольких правильных ответов, при этом каждый оценивается в 1 балл.
Исключения составляют тесты 3 (задание В1 оценивается в 2 балла) и 4 (задание В1 — 1 балл за каждое найденное слово, задание В2 — 1 балл за каждый верный ответ).
Задания уровня С (за исключением тестов 6 и 10) — это практические или творческие задания. Оцениваются в 3 балла, если выполнены полностью и при этом не допущено ни одной ошибки. За каждую ошибку в зависимости от сложности задания и типа ошибки рекомендуется снимать 0,5 балла или 1 балл. В тестах 6 и 10 каждый верно выбранный вариант ответа оценивается в 1 балл.
Оценивание осуществляется в процентах от максимальной суммы баллов:
91 — 100% — отлично (высокий уровень, тема усвоена полностью, ученик осознанно владеет изученным материалом по данной теме);
75—90% — хорошо (выше среднего уровня, тема усвоена с незначительными недочётами);
50—74% — удовлетворительно (средний уровень, тема усвоена слабо);
41—49% — неудовлетворительно (уровень ниже среднего, тема не усвоена).
Так как в 1 классе оценки не выставляются, можно использовать знаковую систему:
“⊕” — отлично;
“+” — хорошо;
“—” — удовлетворительно;
“Θ” — неудовлетворительно.