ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Русский язык 1 класс - Контрольно-измерительные материалы - 2017 год

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

В данном пособии представлены контрольно-измерительные мате­риалы по русскому языку для 1 класса, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и программой по русскому языку (авт. В.П. Ка- накина).

Издание содержит диагностические тесты по разделам и темам (под­темам) учебника, входной тест для проверки знаний и умений, получен­ных детьми в период обучения грамоте, и итоговый тест за первый год обучения русскому языку.

Все тесты составлены в формате ЕГЭ, задания разделены на три уровня сложности: уровень А — базовый, уровень В — продвинутый, уровень С — повышенной сложности (уровень комплексных умений, метапредметный уровень).

Тестирование проводится по окончании изучения той или иной темы (подтемы) курса русского языка. На выполнение теста рекомендуется отводить 15—20 минут.

Основные требования к результатам освоения программы по русскому языку на конец первого года обучения

Учащиеся научатся:

• различать речь устную и письменную (на основе общих представ­лений);

• различать текст и предложение;

• выделять предложение из речи;

• определять границы предложения;

• писать слова в предложении отдельно друг от друга;

• интонировать предложение в соответствии со знаком препинания в конце предложения;

• обозначать конец предложения точкой, вопросительным или вос­клицательным знаком;

• соотносить предложение со схемой и наоборот;

• узнавать диалог;

• определять количество слов в предложении;

• выделять слова из предложения;

• различать предмет и слово, действие предмета и слово, признак предмета и слово;

• использовать в речи “вежливые” слова;

• находить в словарях учебника нужное слово и информацию о нём;

• различать слово и слог;

• определять количество слогов в слове;

• сопоставлять слово с его моделью;

• составлять слова из слогов;

• ставить ударение в слове;

• различать ударные и безударные слоги;

• составлять простейшие слогоударные модели слов;

• соотносить слово с его слогоударной моделью;

• различать звуки и буквы;

• распознавать условные обозначения звуков речи;

• сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова;

• различать гласные буквы в слове, правильно их произносить;

• характеризовать звуки русского языка: ударные/безударные глас­ные, парные/непарные твёрдые/мягкие и звонкие/глухие согласные;

• называть последовательность букв в русском алфавите, пользо­ваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной ин­формации;

• обозначать мягкость предшествующего согласного на письме глас­ными буквами и буквой Ь;

• соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк, конь, деньки;

• объяснять расхождение между количеством звуков и букв в слове;

• обозначать начало предложения на письме заглавной буквой;

• писать имена собственные с заглавной буквы;

• переносить слова с одной строки на другую по слогам, в том числе слова с Й, удвоенной согласной и Ь в середине;

• проверять парный согласный на конце и в середине слова в дву­сложных словах, писать на месте парного согласного нужную букву;

• проверять безударный гласный в двусложных словах, писать на ме­сте безударного гласного нужную букву;

• различать проверочное и проверяемое слова;

• записывать без ошибок словарные слова, предусмотренные про­граммой 1 класса;

• правильно произносить шипящие согласные, отличать их от других согласных;

• распознавать на слух сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, правильно их произно­сить в словах и писать;

• распознавать на слух сочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ в по­зиции под ударением, записывать их правильно.

Учащиеся получат возможность научиться:

• различать слова — названия предметов, признаков предметов, дей­ствий предметов по лексическому значению и вопросу;

• различать однозначные и многозначные слова, предусмотренные программой 1 класса, употреблять их в предложениях в соответ­ствии с лексическим значением;

• распознавать слова, близкие и противоположные по значению, тол­ковать лексическое значение слов-синонимов и слов-антонимов;

• составлять предложения со словами, близкими и противополож­ными по значению;

• запоминать правописание словарных слов {пенал, здравствуйте, благодарю) на основе знаний этимологии;

• открывать новые способы определения слогов в слове через про­ведение лингвистического опыта со словом;

• осознавать роль ударения, его значимость в слове;

• находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;

• произносить слова, предусмотренные программой 1 класса, в со­ответствии с нормами литературного произношения;

• делать выводы об образовании звуков речи (гласных и согласных) на основе проведения лингвистического опыта;

• проводить лингвистический анализ слова с целью выделения пар­ных по глухости/звонкости согласных звуков;

• осознавать способы пополнения словарного запаса русского языка;

• находить лексическое значение незнакомых слов по толковому словарю;

• делать выводы о написании и произношении слов с удвоенными согласными, писать грамотно слова с удвоенными согласными, включённые в программу 1 класса;

• использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстом.

В области развития речи учащиеся приобретут умения:

• составлять устные высказывания о значении языка и речи в жизни людей, о русском языке как великом достоянии русского народа;

• строить высказывания о значении изучения алфавита;

• строить высказывания о бережном отношении к природе и ко все­му живому на Земле;

• составлять текст по рисунку и опорным словам;

• восстанавливать деформированный текст;

• определять тему и главную мысль текста;

• подбирать заголовок к тексту;

• составлять ответы на вопросы;

• составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию одной из сказок, предусмотренных программой 1 класса;

• составлять небольшие тексты по данным началу и концовке с опо­рой на иллюстрации.

В связи с внедрением в школьную практику стандартов нового поко­ления актуальной становится задача формирования уже на первом эта­пе обучения метапредметных универсальных учебных действий (УУД), среди которых выделяются регулятивные, познавательные и коммуни­кативные.

Авторы пособия постарались включить в тесты задания, помогаю­щие учителю отследить уровень сформированности тех или иных мета­предметных УУД, а именно таких, которые поддаются тестовой форме контроля.

Задания, предлагаемые в данном пособии (особенно уровень С), направлены на диагностику сформированности таких метапредметных умений, как логические операции (анализ, синтез, сравнение, классифи­кация), знаково-символические умения (работа со схемами и моделями слов, предложений, умение считывать информацию со схем и моделей, сопоставлять схемы и модели со словами и предложениями, предложен­ными учебником или учителем). Диагностика коммуникативных умений сосредоточена в тестовых заданиях, касающихся работы с разными ви­дами текстов, в том числе с разными формами высказываний (диалог).

В метапредметной области учащиеся научатся:

• оценивать результаты выполнения заданий;

• находить информацию (текстовую, графическую, изобразитель­ную) в учебнике, анализировать её содержание;

• распределять роли при чтении диалогов;

• классифицировать и объединять слова по значению в тематиче­ские группы;

• классифицировать слова по количеству в них слогов;

• сравнивать слова по возможности переноса с одной строки на дру­гую {крот, улей, зима)',

• соотносить слово и его звуковую модель;

• работать с памятками и алгоритмами;

• создавать собственный информационный объект по аналогии с об­разцом;

• оформлять готовые результаты проекта в форме презентации.

Рекомендации по выполнению и оцениванию тестовых заданий

При выполнении заданий уровня А ученик должен выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных. Каждое верно выполнен­ное задание этого уровня оценивается в 1 балл.

Задания уровня В предполагают выбор нескольких правильных от­ветов, при этом каждый оценивается в 1 балл.

Исключения составляют тесты 3 (задание В1 оценивается в 2 балла) и 4 (задание В1 — 1 балл за каждое найденное слово, задание В2 — 1 балл за каждый верный ответ).

Задания уровня С (за исключением тестов 6 и 10) — это практиче­ские или творческие задания. Оцениваются в 3 балла, если выполнены полностью и при этом не допущено ни одной ошибки. За каждую ошиб­ку в зависимости от сложности задания и типа ошибки рекомендуется снимать 0,5 балла или 1 балл. В тестах 6 и 10 каждый верно выбранный вариант ответа оценивается в 1 балл.

Оценивание осуществляется в процентах от максимальной суммы баллов:

91 — 100% — отлично (высокий уровень, тема усвоена полностью, ученик осознанно владеет изученным материалом по данной теме);

75—90% — хорошо (выше среднего уровня, тема усвоена с незначи­тельными недочётами);

50—74% — удовлетворительно (средний уровень, тема усвоена слабо);

41—49% — неудовлетворительно (уровень ниже среднего, тема не усвоена).

Так как в 1 классе оценки не выставляются, можно использовать знаковую систему:

“⊕” — отлично;

“+” — хорошо;

“—” — удовлетворительно;

“Θ” — неудовлетворительно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]