Одушевлённые имена существительные

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Одушевлённые имена существительные

ЦЕЛИ УРОКА: формировать общее представление об одушевлённых именах существительных, учить их различать, учить находить среди существительных синонимы и антонимы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, находить среди существительных синонимы и антонимы.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Рабочая тетрадь, с. 25, упр. 52. Подбор имён существительных, отвечающих на вопрос кто? или что?

— Назовите имена существительные, которые отвечают на вопросы кто? и что? Почему к именам существительным вы поставили разные вопросы?


2. Актуализация знаний

Словарный диктант с комментированием.

Метель, иней, осина, тарелка, лисица, молоток, дорога.

— Всели записанные слова являются именами существительными и почему? Обоснуйте свой ответ.

Определите «лишнее» слово. (Лисица.)


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 48.

— Сформулируйте тему нашего урока. (Имя существительное.)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Одушевлённые имена существительные.)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 48, упр. 80. Чтение стихотворных строк

В. Маяковского. Выполнение заданий (обращается внимание на произношение слов столяр, шофёр, инженер).

Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 48). Чтение сведений об одушевлённых именах существительных. Подбор (устно) других одушевлённых имен существительных.

Выполнение задания в рабочей тетради. С. 27, упр. 56.

Игра «Одушевлённое-неодушевлённое».

Подбор имён существительных на тему «Наш класс» (дети называют предметы, находящиеся в классе, и ставят вопросы к словам — названиям предметов: что? доска, парта,...; кто? учитель, ученик, девочка,...).

Упражнение в определении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных в тексте.

— На доске записан текст, но некоторые слова в нём пропущены. Догадайтесь, какие подходящие по смыслу слова в каждом предложении пропущены. Прочитайте текст.

Запись на доске:

Пришла настоящая ______________. Белое пушистое ______________ укрыло землю. ______________ запушил деревья. Вот ______________ прыгала с ветки на ветку. ______________ стучал по верхушке дерева своим крепким клювом. Хорош ______________ зимой!

Слова на карточках:

Лес, зима, дятел, покрывало, иней, белка.

— Прочитайте текст.

Какова тема текста?

О чём нам хотел сказать автор?

Вот и здесь мы встречаемся с красотой.

Как бы вы озаглавили этот текст?

А какая часть речи помогла нам построить такой красивый текст?

Какую роль выполняют в нашей речи имена существительные?

На какие две группы делятся имена существительные?

Если перед вами одушевлённое имя существительное — хлопните в ладоши, если неодушевлённое — молчим.

Учитель называет слова из текста (по карточкам).

— Какие имена существительные мы называем одушевлёнными?

Какие неодушевлёнными?

Коллективное выполнение задания в рабочей тетради. С. 26, упр. 55. Составление текста из слов. Озаглавливание текста. Нахождение в тексте имён существительных.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику. С. 49, упр. 82. Подбор синонимов к словам с помощью словаря (учебник, с. 140). Ответ на вопрос: как различить среди слов одушевлённые имена существительные? Выполнение задания к упражнению.


6. Самостоятельная работа

Выполнение задания в рабочей тетради. С. 26, упр. 54. Орфографическая минутка: вставить пропущенные буквы, уточнить значение терминов синонимы, антонимы, соединить линиями антонимы, синонимы, подчеркнуть неодушевлённые имена существительные.

Способ проверки: взаимопроверка.


7. Домашнее задание

Выписать из орфографического словаря по пять имён существительных: одушевлённых и неодушевлённых.


8. Подведение итогов урока

— Как различить одушевлённые имена существительные?






Для любых предложений по сайту: [email protected]