Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам
ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение определять тему, главную мысль текста, подбирать заголовок; формировать умение делить текст на части, задумываться над употреблением языковых средств, отвечать на вопросы к тексту, излагать содержание в соответствии с проведённой подготовкой.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся определят тему текста, подберут к тексту заголовок, напишут изложение по вопросам и опорным словам.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради на с. 33, упр. 71.
2. Актуализация знаний
— Послушайте, о чём идёт речь: это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания. (Об изложении.)
3. Целеполагание
— Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, учиться по вопросам последовательно излагать содержание текста.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 66, упр. 115.
— Прочитайте текст.
Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Определите, соответствует ли эта иллюстрация содержанию текста.
Определение темы текста: о ком и о чём говорится в тексте?
Определение главной мысли: о чём самом главном хотел сказать автор?
Обсуждение названия текста.
Сколько частей можно выделить в тексте? К каким из них есть рисунки? Какой еще рисунок можно нарисовать?
Работа над содержанием первой части (три предложения): что сказано о Мурзике? Почему автор назвал его не кот, а котик? Что значит озорной? Как вы понимаете слова однажды, рядом? Какое имя существительное заменяет слово он?
Работа над содержанием второй части (два предложения): что говорится о действиях Мурзика? (Прыгнул, вцепился когтями и замер.) Как понимаете слово замер?
Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья.
— Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? (Вороне.) Вместо какого слова употреблено слово озорник? Удачно ли подобрано слово?
Работа над третьей частью (два предложения): что сказано о вороне? (Испугалась, полетела над деревней.) Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?
Работа над четвёртой частью (три предложения): назовите действия Мурзика (не удержался, упал, провалился в снег). Почему ему повезло? Какие слова использует автор вместо слова Мурзик? А какие другие слова можно употреблять? (Котику, озорнику.)
Чтение вопросов и соотнесение их с частями текста (в дальнейшем вопросы переносятся на доску). Составление фрагментов текста каждой части. (Обращается внимание на первое предложение в каждой части и на то, что каждая часть записывается с красной строки.)
Орфографическая подготовка: на какие правила встретились слова в тексте?
На доске запись вопросов к тексту (учебник, с. 66) и опорных слов:
Однажды, прыгнул, вцепился когтями, в перья, замер, испугалась, полетела, не удержался, провалился.
Запись текста по вопросам. (Книги закрыты.)
5. Самостоятельная работа
Самостоятельная запись текста по вопросам. Перед текстом записывается заголовок.
Проверка написанного текста (оформление частей, содержание, орфография).
6. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 72 на с. 33.
Выполнить задания по учебнику на с. 67, рубрика «Проверь себя», вопрос 5.
7. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?