Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Повторение изученного за год. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова - Урок 2
ЦЕЛИ УРОКА: закрепить умение учащихся различать однокоренные родственные слова, объяснять лексическое значение слов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся закрепят свои умения в распознавании и подборе однокоренных родственных слов.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Задание в рабочей тетради на с. 57, упр. 123. Чтение диалога по ролям. Обсуждение: синяк и синий — это однокоренные слова или нет?
2. Актуализация знаний
Запись на доске:
Красота, красивый, украсить, украшение.
— Прочитайте слова.
Можно ли назвать эти слова родственными? Обоснуйте свой ответ. Найдите среди них имена существительные.
Как вы определили, что это имена существительные?
Какими частями речи являются оставшиеся слова? Докажите.
3. Целеполагание
— Тема нашего урока: «Слово». Мы продолжим работать над лексическим значением слов, учиться подбирать однокоренные слова.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 122, упр. 207. Определение однокоренных слов в группе, определение частей речи однокоренных слов. Выполнение заданий к упражнению (письменных и устных).
Запись на доске:
У ручья
Подошла к ручью лосиха,
Посмотрела свысока:
— Больно мелкий, больно тихий,
Можно выпить в два глотка!
Муравей возился долго,
Из хвоинок строя плот:
— Это Лена или Волга?
Вот бушует, вот ревёт. (Т. Граубин)
— Почему для лосихи ручей — мелкий, тихий, а для муравья — это громадная река, которая бушует и ревёт?
Каким вы себе представляете ручей? Расскажите.
Подберите устно синонимы и антонимы к словам мелкий, тихий. Составьте и запишите несколько предложений о ручье.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Запись на доске:
морковь — морковка
жёлтый — желтоватый
чёрный — чёрненький
ветер — ветрище
корова — коровёнка
сверкать — сверкнуть
Задание. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом.
6. Самостоятельная работа
Работа по индивидуальным карточкам.
Задание. В каждом ряду найди «лишнее» понятие и подчеркни его. Рядом запиши обобщённое название этих предметов:
• Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён — ...
• Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша — ...
• Дождь, снег, град, гололёд — ...
• Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол — ...
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 127 (устно) на с. 59.
8. Подведение итогов урока
— Какую работу вы выполняли?
Что значит лексическое значение слова?
В каком словаре можно узнать о лексическом значении слова?
Какие слова можно назвать родственными?