Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Антонимы. Словарь антонимов русского языка
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить со словами-антонимами, формировать умение определять лексическое значение антонимов, подбирать антонимы к определённому слову, понимать роль антонимов в речи.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся получат первоначальные сведения о словах-антонимах, будут учиться подбирать антонимы к определённому слову.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности задания в рабочей тетради на с. 20, упр. 40.
— Прочитайте пары слов, близкие по значению, которые вы составили. Как называются пары слов, близкие по значению? (Синонимы.)
2. Актуализация знаний
— Отгадайте загадку.
Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
Определите в тексте загадок синонимы.
Определите слова, которые противоположны по значению.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Проскакало, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел)
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 54.
— Тема нашего урока: «Синонимы и антонимы».
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое антонимы?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 54, упр. 71.
Уточнение общего представления об антонимах. Введение термина «антоним». Упражнение в нахождении антонимов в предложениях, определение значения антонимов.
— Прочитайте рубрику «Сведение о языке». Ответьте на вопрос: какие слова называют антонимами?
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 21, упр. 41.
— Впишите в предложение пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.
Работа по учебнику. С. 54.
— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!».
Учебник. С. 55, упр. 72.
Упражнение в подборе антонимов к определённым словам. Работа со словарём антонимов (учебник, с. 142). Запись слов-антонимов. Наблюдение над тем, что к одному слову можно подобрать несколько антонимов антонимов: здравствуйте — до свидания, здравствуйте — прощайте.
Словарная работа.
Работа со словарным словом до свидания.
— Уточните значение слова.
Подберите к слову слова, близкие по значению. (До встречи, всего хорошего, пока, прощайте.)
Подберите к слову слова, противоположные по значению. (Здравствуйте.)
Постарайтесь объяснить написание слова до свидания. (До (скорого) свидания.)
Игра «Наоборот»
— Без антонимов наша речь станет скупой и бесцветной.
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: ...(низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь: ... (близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь: ...(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ...(нашёл)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: ...(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,-
Ну, отвечай: ...(конец)
Работа по учебнику. С. 56, упр. 73.
Выполнение заданий упражнения.
Работа в парах.
— Прочитайте текст.
Сегодня холодный день. По небу плывут тяжёлые тучи. Под ногами сырая земля.
Какое настроение возникает после прочтения текста? (Грустное, печальное, тоскливое.)
— Подчеркните слова, с помощью которых передаётся это настроение.
Замените эти слова словами-антонимами. Прочитайте полученный текст.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Запись на доске:
Стрижи, заяц, сорока, следы, ребята, трава, молоко, собака, сестра, дежурный; ряды, весна.
Задание
Вариант 1. Выписать слова, в которых есть проверяемая безударная гласная.
Вариант 2. Выписать слова, в которых написание гласной надо запомнить.
6. Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Допишите предложения словами с противоположным значением. Подчеркните буквы, написание которых требует проверки.
Калина горькая, а малина ___________________. Дуб толстый, а рябина ___________________. Река широкая, а ручей ___________________. Орел большой, а воробей ___________________. Лед твёрдый, а снежок ___________________.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 43 на с. 22.
8. Подведение итогов урока
— Расскажите, что такое антонимы.
Для чего мы пользуемся ими в речи?
Подберите к данным словам антонимы:
Согласный (звук) — гласный (звук)
Мягкий (звук) — ...
Ударный (слог) — ...