Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам
ЦЕЛИ УРОКА: обобщить знания о значении слова, учить наблюдать, с какой целью авторы используют слова в речи, учить писать изложение по готовым вопросам, правильно отбирать слова для ответов на вопросы.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся закрепят умение излагать текст по готовым вопросам, правильно отбирать слова для ответов на вопросы.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 22, упр. 44.
— Прочитайте пары слов-антонимов.
Расскажите, на каком уроке чаще всего вы употребляете эти слова.
2. Актуализация знаний
— Послушайте стихотворение.
Мы рано встали поутру,
Чтобы грибов собрать в лесу.
Я раньше их не собирала,
А только их названья знала.
Пока мы по дороге шли,
Мне бабушка сказала,
Что надо подрезать грибы,
Не рвать их как попало.
«Ты, Маша, ножку подрезай,
В земле же корень оставляй.
Тогда на будущий годок
Здесь новый вырастет грибок,
А если корень повредить.
Грибку мы можем навредить.
В лесу грибов не будет.
Что делать тогда будем?
Грибного супчика не сварим
И не засолим, не поджарим.
Грибы ты, Маша, береги,
И с корнем никогда не рви».
(Т. Калганова)
— О чём стихотворение?
Что вы узнали из этого стихотворения?
3. Целеполагание
— Тема нашего урока: «Развитие речи. Изложение текста». Сегодня на уроке вы будете учиться излагать прочитанный текст по данным к нему вопросам.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 57, упр. 76.
— Прочитайте текст.
Определите тему текста.
Ответьте на вопросы по содержанию текста.
Работа над лексическим значением слов.
— Найдите в тексте многозначные слова. (Смотрит, стайка, лисички, ножка, зонтик, весело.)
Постарайтесь объяснить, почему автор использовал эти слова. Уточните их лексическое значение.
Подберите синонимы к словам: смотрит, сразу, стайка, появляются, дрожит.
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам
Подберите антонимы к словам высокая, весело.
Найдите сравнение.
Прочитайте вопросы.
Какие слова вы выберете для ответов на эти вопросы?
(Орфографическое проговаривание, подчёркивание трудных мест в слове.)
Постарайтесь дать полные ответы на эти вопросы.
Подберите заголовок к тексту.
Запись на доске:
— Какого цвета лисички? (Ярко-желтого цвета.)
Как выглядит гиб? (Высокая, ножка, зонтик, переходит, в, гриба, сразу.)
Что дрожит в середине грибка? (Росинка.)
Как смотрит стайка лисичек из мха? (Весело.)
— Запишите заголовок и текст по вопросам и словам для ответа.
Способ проверки: самопроверка.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
На доске иллюстрации грибов.
— Составьте текст о другом грибе.
6. Домашнее задание
Найти иллюстрацию гриба. Составить текст об этом грибе.
7. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?