Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова (первое представление)
ЦЕЛИ УРОКА: Продолжить работу по формированию общего представления о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, ввести в лексику детей термины «однокоренные слова», «корень слова».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся углубят свои знания об образовании родственных слов, получат общее представление о корне как главной значимой части слова.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Обсуждение домашнего задания «Моя родословная».
2. Актуализация знаний
— Вспомните, какие слова называются родственными. Прочитайте ряд слов.
Запись на доске:
Нос, носильщик, носик, переносица.
Храбрый, смелый, отважный.
Дерево, сосна, деревянный, деревце.
— Все ли слова в первом ряду будут являться родственными?
Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались родственными. Какое слово «лишнее»? Почему? Докажите.
Что вы можете сказать о второй строчке слов? (Слова-синонимы.)
3. Целеполагание
— Сформулируйте тему нашего урока. (Однокоренные слова.) Сегодня на уроке мы будем упражняться в подборе родственных слов.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 60, упр. 81.
— Определите, можно ли назвать эти пары слов родственными словами. Какие это слова? Обоснуйте свой ответ.
Выпишите из предложенных слов родственные слова к словам быстрый, быстрота и липнуть, липучий. Выделите общую часть родственных слов. Работа по учебнику. С. 60, упр. 82.
Работа по учебнику. С. 60, упр. 83.
Чтение. Списывание стихотворения. Определение родственных слов. Выделение корня в родственных словах.
Работа по индивидуальным карточкам. Орфографическая работа.
Мы сдаски не сводим глас, И учитиль учит нас.
— Сейчас вам предстоит побыть корректорами. Ваша задача — найти и исправить ошибки и записать предложение правильно.
Способ проверки: фронтальный опрос, самопроверка. (На доске записан заранее правильный вариант текста.)
— Подберите и запишите родственные слова к слову учитель.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
На доске запись:
берег моря — _______________________
нож из стали — _______________________
костюм для спорта — _______________________
блюдо из мяса — _______________________
— Спишите. Рядом запишите родственное слово, которое отвечает на вопрос какой? Обозначьте ударение.
6. Самостоятельная работа
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 20, упр. 39. Образование однокоренных слов с корнями -лес- и -бобр-. Составление и запись предложения с одним из однокоренных слов по выбору.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 47 на с. 23.
8. Подведение итогов урока
— Какие слова мы называем родственными?
Запись на доске:
Дуб, дубовый, дубок.
— Определите общую часть родственных слов.