Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Гласные звуки. Признаки гласного звука
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение распознавать гласные звуки по их основным признакам, соотносить гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков, определять «работу» гласных букв в слове, наблюдать над смыслоразличительной ролью гласных в слове.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся научатся распознавать гласные звуки по их основным признакам, соотносить гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам рубрики «Проверь себя» (учебник, с. 88). Проверка правильности выполнения задания по учебнику. С. 87, упр. 132.
— Прочитайте предложения, которые вы расшифровали. (Мальчик Вася Муравьёв строит дом для Муравьёв. Наша Марта вернулась из Москвы в конце марта. Лёва Скворцов сделал дом для скворцов.)
Какие правила вы использовали, чтобы правильно записать предложения?
2. Актуализация знаний
Игра «Снежок»
Учитель кидает ученикам мяч (снежок) и называет гласный звук. Ученик, поймавший мяч, называет слово на этот звук и кидает мяч обратно учителю.
— Какие первые звуки был в ваших словах? (Гласные.)
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 89.
— Прочитайте тему нашего урока. (Гласные звуки.)
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 89.
— Прочитайте сведения о языке. Назовите отличия гласного звука от согласного.
Какие три главных признака имеют гласные звуки?
Послушайте стихотворения В. Берестова о звуках гласных и согласных.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
А согласные ... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Работа по учебнику. С. 89, упр. 134.
— Устно выполните задания к упражнению.
Чтение рубрики «Обратите внимание!».
Наблюдение над смыслоразличительной ролью гласных.
Работа по учебнику. С. 89, упр. 135.
— Письменно выполните задания к упражнению.
Работа по учебнику. С. 90, упр. 136.
Устно выполните задания к упражнению.
Работа по учебнику. С. 89, упр. 134.
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 40, упр. 85.
Упражнение в определении «работы» букв е, ё, ю, я в слове, классификация гласных букв, которые могут указывать на твердость или мягкость предшествующего согласного. Выполнение заданий к упражнениям.
Работа по учебнику. С. 91, упр. 138.
— Объясните смысл пословиц. Ответьте на вопросы к упражнению. Запишите пословицы о доброте.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Составьте и запишите предложения, расположив слова в алфавитном порядке. Подчеркните в словах буквы, обозначающие гласные звуки.
1) ягод, собирают, урожай, люди;
2) скворцы, весной, прилетели;
3) книги, выдаёт, детям, библиотекарь.
6. Самостоятельная работа
Письменное выполнение заданий в рабочей тетради. С. 40, упр. 40.
Способ проверки: взаимопроверка.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 83, 84 на с. 39.
8. Подведение итогов урока
— По каким признакам можно различить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Чего больше — гласных звуков или букв для обозначения гласных звуков?