Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Ударные и безударные гласные звуки
ЦЕЛИ УРОКА: показать соответствие гласного звука и буквы в ударном слоге (сильная позиция) и их возможное несоответствие в безударном слоге (слабая позиция), наблюдать над единообразным написанием корня однокоренных слов и форм слов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся приобретут умение определять сильную и слабую позицию гласного звука в словах.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 40, упр. 87.
2. Актуализация знаний
Картинный диктант.
— Узнайте, кто нарисован на картинке. Запишите первую букву слова. Прочитайте полученное слово.
Учитель демонстрирует предметные картинки: заяц, воробей, ученик, корова, индюк.
Ключевое слово: звуки.
— Какие бывают звуки в русском языке?
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 93.
— Тема нашего урока: «Ударные и безударные гласные звуки».
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 93, упр. 141.
— Выразительно прочитайте стихотворение А. Пушкина. Определите его настроение, выясните значение слов скучная пора, стоял ноябрь уж у двора. Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте рубрику «Вспомните!» (учебник, с. 93).
Как различить ударные и безударные гласные?
Выскажите своё мнение, почему надо проверять написание безударной гласной в слове.
Работа по учебнику. С. 93, упр. 142.
Упражнение в различении однокоренных слов и форм одного и того же слова. Наблюдение над единообразным написанием корня. Выяснение значения однокоренных слов. Выполнение заданий к упражнению. Чтение рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 93.).
Работа по учебнику. С. 94, упр. 143.
Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах корня однокоренных слов и форм одного и того же слова. Выполнение заданий и чтение рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 94).
По усмотрению учителя могут быть введены термины «гласные в сильной позиции» (в ударном слоге), «гласные в слабой позиции» (в безударном слоге).
Работа по учебнику. С. 94, упр. 144.
Определение, в каком из слов каждой пары гласную в корне надо проверять и почему. Письменное выполнение заданий к упражнению.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Запись на доске:
Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветёт, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.
— Запишите однокоренные слова группами. Обозначьте в однокоренных словах корень.
6. Самостоятельная работа
Письменное выполнение заданий в рабочей тетради. С. 41, упр. 88.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 89 на с. 41.
8. Подведение итогов урока
— В каком слоге корня (ударном или безударном) звучание гласного звука совпадает с его написанием?
Почему надо проверять написание гласного звука в безударном слоге? Различается ли написание гласных в корне форм одних и тех же слов и в корне однокоренных слов?