Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать - Урок 2
ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся будут совершенствовать навык написания изученных словарных слов.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова — названия растений из орфографического словаря, которые вы выписали. В словах назовите буквы, которые требуют запоминания. (Берёза, земляника, капуста, малина, морковь, осина, яблоня.)
2. Актуализация знаний
Орфографическая минутка.
На доске запись:
Снегирь, лопата, лесничий, лягушка, дорога, тетрадь, столовая, медведь.
Задание. Объясните происхождение этих слов. Выпишите слова, написание которых надо запомнить. Подчеркните буквы, требующие запоминания.
3. Целеполагание
— Мы продолжаем работать над темой «Ударные и безударные гласные звуки». На уроке вы будете упражняться в написании изученных словарных слов.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 105, упр. 166.
— Сравните написание однокоренных слов. Определите корень в однокоренных словах. Составьте и запишите предложения со словами по выбору.
Работа по учебнику. С. 105, упр. 167.
Выполнение задания по вариантам.
Вариант 1. Выписать слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить.
Вариант 2. Выписать слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.
Способ проверки: взаимопроверка, проверка по орфографическому словарю.
Работа по учебнику. С. 106, упр. 168.
Выразительное чтение стихотворения В. Семёнова. Выполнение заданий к упражнению.
Словарная работа.
Работа со словарным словом малина: объяснение значения слова (ягодный кустарник и ягоды этого растения), происхождение (некоторые ученые связывают происхождение слова с корнем -мал-: малиновая ягода состоит из многих малых ягодок), написание слова.
— Можно ли утверждать, что слова малина и малиновка — это однокоренные слова?
Чтение рубрики «Страничка для любознательных» (учебник, с. 106).
Творческий диктант.
Подобрать и выписать из словаря слова. Подчеркнуть в словах буквы, требующие запоминания.
1) слово, близкое по значению слову дети (ребята);
2) слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);
3) слово, означающее лиственное дерево с белой корой (берёза);
4) слово-название плода яблони (яблоко);
5) слово, противоположное слову чужбина (родина);
6) слово-название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);
7) кого так называют: рыжая (лисица), квакушка (лягушка), косолапый (медведь);
8) птенец вороны (воронёнок);
9) слово-приветствие при встрече (здравствуй).
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Задания по индивидуальным карточкам.
Карточка
Спиши предложения, вставляя в слова пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.
Таня пошла в сад. Там росла м_лина. Дев_чка собрала полное ведро _год. ____________________________________
6. Самостоятельная работа
Работа по учебнику. С. 106, упр. 169.
— Выпишите сочетания слов, которые подходят к рисункам. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.
7. Домашнее задание
Выписать из орфографического словаря 8 словарных слов. Подчеркнуть буквы, которые требуют запоминания.
8. Подведение итогов урока
— Различается ли написание не проверяемых ударением гласных в корне однокоренных слов?
Какие слова в русском языке называются словарными?
Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?
В заключение урока послушайте стихотворение.
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь,
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.