Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Собственные и нарицательные имена существительные - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать представление об именах собственных и нарицательных; формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы, распознавать полные и неполные имена, правильно использовать их в речи, писать с заглавной буквы имена собственные; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Называние имён существительных на тему “Школа”, выписанных из “Орфографического словаря” в учебнике, обоснование, одушевлёнными или неодушевлёнными они являются.
2. “Орфографическая минутка” (запись слов под диктовку): девочка, берёзка, мальчик, Илья, Анна, класс, земляника, рисунок, заяц. Объяснение написания слов, доказательство, что все слова — это имена существительные. Определение: какие из слов являются одушевлёнными именами существительными. Обсуждение: “Почему одни имена существительные написаны с заглавной буквы, а другие — с маленькой (строчной)?”
3. Чтение темы “Собственные и нарицательные имена существительные” (учебник, с. 51) и определение познавательной задачи урока: “Что такое собственные и что такое нарицательные имена существительные?” Обсуждение задач урока.
4. Выполнение заданий (учебник, упр. 87, с. 51). Чтение рубрики “Вспомните!” об именах, фамилиях и отчествах, а также сведений об именах существительных собственных (учебник, с. 52). Обобщение: “Какие имена существительные вы будете называть именами собственными? Как они пишутся?”
5. Сопоставление собственных и несобственных (нарицательных) имён существительных (учебник, упр. 88, 89, с. 52). Выполнение заданий. Чтение сведений об именах существительных нарицательных (учебник, с. 53). Обобщение: “Что нового вы узнали из определения? Как образовалось слово нарицательные? Как пишутся нарицательные имена существительные?”
6. Упражнение в различении собственных и несобственных (нарицательных) имён существительных. Устное выполнение заданий учебника (упр. 90, с. 53).
7. Выполнение заданий (учебник, упр. 91, с. 53). Обобщение: в устной речи следует уважительно называть своих родных и знакомых, в обращении к детям — чаще пользоваться ласковыми формами имён.
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Какую задачу вы решали на уроке? Какие имена существительные вы будете называть собственными, а какие — нарицательными (несобственными)? Чему вы учились? Что надо знать о правописании собственных и нарицательных имён существительных?”
Домашнее задание
Повторить сведения о собственных и нарицательных именах существительных (учебник, с. 52—53), выполнить задания учебника (упр. 90, с. 53).