Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с признаками подлежащего и сказуемого; формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Комментированный словарный диктант: составление и запись предложения с использованием данных слов. Слова для диктанта: мальчик, карандаш, хорошо, машина, рисует.
Ответы на вопросы и выполнение задания учителя: “Какая пара слов составляет основу записанного предложения? Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения? Назовите каждый второстепенный член предложения и скажите, на какой вопрос он отвечает”.
3. Постановка новой познавательной задачи: “Как называется каждый главный член предложения?” Обсуждение целей урока.
4. Наблюдение за ролью каждого главного члена (подлежащего и сказуемого) в предложении (учебник, упр. 35, с. 32). Выполнение заданий упражнения и введение терминов подлежащее и сказуемое (учебник, сведения о языке, с. 32—33).
Учителю следует обратить внимание на то, чтобы при определении каждого из главных членов предложения ученики опирались на два признака: смысловой (что обозначает подлежащее или сказуемое) и формально-грамматический (на какой вопрос отвечает).
Списывание предложений, подчёркивание в них подлежащего и сказуемого (учебник, сведения о языке, с. 32):
Птицы летят. Ветер дует.
Обобщение: “Какие члены предложения вы будете называть главными? (Подлежащее и сказуемое.) Почему они главные?” (Потому что они составляют основу предложения.) Чтение сведений о языке (учебник, с. 33).
5. Упражнения в составлении предложений из данных слов (“Рабочая тетрадь”, упр. 22, с. 12), запись одного из составленных предложений, выделение в нём главных членов предложения, подчёркивание подлежащего и сказуемого.
6. Чтение стихотворения (учебник, упр. 36, с. 33). Подбор к нему заголовка. Нахождение в тексте сравнений. Запись первых двух предложений или запись их под диктовку. Обсуждение: “Как найти в этих предложениях подлежащее? сказуемое?”
7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что узнали о главных членах предложения? Как определить подлежащее и сказуемое?”
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 23, с. 12).