Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Обобщение знаний о глаголе - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; обобщать и систематизировать знания учащихся о глаголах; совершенствовать умения находить глаголы, определять грамматические признаки глагола, писать подготовленный диктант; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение составленного стихотворения о правилах поведения за столом во время еды (“Рабочая тетрадь”, упр. 81, с. 38). Заслушивание устных рассказов детей на тему пословицы.
2. Обсуждение: “Какую часть речи вы изучаете сейчас на уроках русского языка?” Определение задач урока: “Что вы узнали о глаголе как части речи?” Обсуждение целей урока.
3. Введение игрового элемента в урок. Учитель: “Паровоз под названием “Глагол” вместе с нами отправляется в путь навстречу другим частям речи (показ картинки с изображением паровоза, на котором написано его название). Но чтобы путь был успешным, надо взять с собой в дорогу весь багаж накопленных знаний о глаголе, для этого в ходе урока мы будем прицеплять к паровозу вагоны со знаниями о глаголе”.
4. Прицепка вагона 1 “Значение”. Учитель: “Чтобы прицепить этот вагон, надо вспомнить, что обозначают глаголы (показ рисунка с вагоном). Упражнение в определении предметов, чьи действия названы (“Рабочая тетрадь”, упр. 82, с. 38). Обобщение: “Какой вагон вы прицепляете к паровозу?” Воспроизведение знаний о значении глагола (что обозначает глагол).
5. Прицепка вагона 2 “Вопросы”. Учитель: “Чтобы прицепить этот вагон, вспомним: на какие вопросы отвечают глаголы?” (Показ рисунка с вагоном.). Анализ записей на доске:
звон |
что делает? |
стук |
что делают? |
полёт |
что сделаю? |
бег |
что делает? |
встреча |
что сделаю? |
крик |
что делал? |
Обсуждение: “Какое задание можно предложить классу?” Подбор к именам существительным однокоренных глаголов, отвечающих на указанные вопросы. Объяснение написания орфограмм. Запись этих глаголов.
Работа по заданиям учебника (упр. 139, с. 80): чтение стихотворения И. Мазнина, определение его темы и главной мысли. Обсуждение: “Слов какой части речи больше всего в стихотворении? Какова роль глаголов в стихотворении? (Можно прочитать стихотворение без глаголов.) Почему?” Нахождение в тексте глаголов, постановка к каждому глаголу вопросов; запись глаголов с объяснением их написания.
Работа со словарным словом обед. Выяснение значения слова (приём пищи в середине дня). Сравнение произношения и написания. Подбор однокоренных глаголов. Вывод о необходимости запомнить написание слова обед и однокоренных ему слов.
Обобщение: “Какой вагон вы также можете прицепить к поезду?”
6. Прицепка вагона 3 “Число”. Повторение: “Как различить глаголы в единственном и во множественном числе? Изменяются ли глаголы по числам?” Устная игра: один учащийся называет любой глагол в единственном числе и, обращаясь к одному из своих товарищей, просит назвать этот глагол во множественном числе и т. д. Запись некоторых глаголов в единственном и во множественном числе.
7. Прицепка вагона 4 “Частица не”. Обсуждение: “Как пишется частица не с глаголами? Какое значение она вносит в слово? (Значение отрицания.) Нахождение в стихотворении упр. 139 глагола с частицей не (не успели).
Запись под диктовку с обоснованием правильности написания глаголов (не успели, не говорят, не кричат, не обедают и др.).
8. Прицепка вагона 5 “Пиши правильно!”. Обсуждение: “Что нужно сделать, чтобы прицепить этот вагон?” Выполнение заданий учебника (упр. 79, с. 37). Проведение диктанта по тексту учебника (упр. 138, с. 79). Проверка. Определение того, каким членом предложения является глагол во втором предложении. Обобщение: “Оцените, насколько правильно вы научились писать глаголы и слова других частей речи”.
9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Удалось ли вам прицепить вагоны к паровозу? Благодаря чему? Какие знания о глаголе вы возьмёте с собой в дальнейший путь?”
Домашнее задание
Выполнить задания учебника (упр. 140, с. 80) и “Рабочей тетради” (упр. 83, с. 39).