Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Родственные слова - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с понятием родственные слова; формировать умения распознавать родственные слова, отличать родственные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Оценка выполненной работы (оценка написанных изложений).
2. Чтение темы “Однокоренные слова” и определение познавательной задачи урока: “Что такое родственные слова?” Выяснение незнакомых слов в формулировке темы и познавательной задачи, определение цели урока.
3. Чтение сведений о значении слов родственники, родословная и др. (учебник, упр. 77, с. 58). Выполнение заданий упражнения.
4. Общее представление о родственных словах: чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 58); наблюдение за особенностями родственных слов (учебник, упр. 78, 79): есть общая часть с одним и тем же значением.
Обобщение: 1) родственные слова — это разные слова, но их объединяет общность лексического значения (грибок — это маленький гриб; грибник — человек, любящий собирать грибы; грибной может быть суп, дождь); 2) родственные слова имеют одинаковую часть, которая выражает общность их лексического значения.
5. Упражнение в распознавании родственных слов среди других слов. Выполнение устных и письменных заданий учебника: развитие абстрактного мышления (упр. 80, с. 59) и выполнение устных заданий учебника (упр. 83, с. 60).
6. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Какие слова вы будете называть родственными? Как будете обозначать общую часть родственных слов?”
Домашнее задание
Выполнить письменное задание учебника (упр. 83, с. 60), узнать у родителей свою родословную.