Использование алфавита при работе со словарями - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Использование алфавита при работе со словарями - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; закрепить представления об алфавите и важности его знания; формировать умения располагать слова в алфавитном порядке, использовать знание алфавита при работе со словарями, работать с рубрикой “Страничка для любознательных”; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: проверка знания букв в алфавите, их последовательности и умения правильно называть каждую букву (проверка может быть проведена так: один ученик начинает называть буквы алфавита, другой продолжает и т. д.).

2. Разгадывание загадки (учебник, упр. 126, с. 84). Загадка может быть дана учителем в устной форме.

3. Работа со словом ноябрь: выяснение его значения, происхождения. (Слово ноябрь образовано от слова новем, что означало “девять”. В Древнем Риме ноябрь был девятым по счёту месяцем в году.) Наблюдение за произношением и написанием этого слова. Подбор к нему однокоренного слова (ноябрьский).

4. Запись слова ноябрь, определение в нём количества звуков и букв, подчёркивание буквы, которая звука не обозначает.

5. Постановка познавательной задачи урока: “Как располагаются слова в словарях?”, обсуждение целей урока.

6. Выполнение заданий учебника (упр. 125, с. 83) и чтение рубрики “Вспомните!”. Обобщение: слова в словарях и справочниках располагаются в алфавитном порядке; чтобы быстро найти слово, надо знать место в алфавите буквы, с которой начинается слово.

7. Упражнение в расположении по алфавиту слов, начинающихся с одной буквы (úзморозь и úзморось; экскаватор и эскалатор). Выяснение значений слов по “Толковому словарю” учебника. Выполнение заданий (учебник, упр. 127, с. 84).

8. Наблюдение за печатными и рукописными, строчными и прописными буквами, упражнение в их назывании (учебник, упр. 129, с. 85). Работа с рубрикой “Страничка для любознательных” (учебник, с. 85). Обсуждение: “Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным?”

9. Знакомство с языковым явлением “палиндром”. “А роза упала на лапу Азора”. (А. Фет.) Составление палиндрома из данных слов (учебник, упр. 128, с. 84).

10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что нового вы узнали сегодня на уроке? Как располагаются слова в словарях? В каких жизненных ситуациях нам приходится пользоваться знанием алфавита?”

Домашнее задание

Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 77, с. 37; упр. 79, с. 37) и учебника (рубрика “Проверь себя”, задание 5, с. 88).






Для любых предложений по сайту: [email protected]