Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; формировать умения соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, река), давать качественную характеристику гласного звука (ударный или безударный), различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, находить безударный гласный звук в слове; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Оценка выполненной самостоятельной работы (письменных ответов на вопросы к тексту).
2. Определение познавательных задач урока: “Правописание слов с безударным звуком в корне. Что такое безударный гласный звук? Трудно или легко обозначить безударный гласный звук в слове?” Обсуждение целей урока.
3. Упражнение в различении в словах ударных и безударных гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки. Выразительное чтение стихотворения А. Пушкина (учебник, упр. 141, с. 93), определение общего настроения, вызванного этими строками, выяснение значения фраз скучная пора, стоял ноябрь уж у двора.
Списывание всего стихотворения или запись последнего предложения, входящего в состав сложного: Стоял ноябрь уж у двора; подчёркивание букв, обозначающих безударные гласные звуки в словах, наблюдение за произношением безударных гласных звуков: Ст[а]ял н[а]ябрь уж у дв[а]ра. Обобщение: “Как различить ударные и безударные гласные звуки?” Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 93).
4. Наблюдение за тем, что один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами (учебник, упр. 143, с. 94). Выполнение заданий. Обобщение: написание буквы безударного гласного звука в словах всегда надо проверять. Подбор проверочного слова для каждого из слов: волы, валы, пары, (до) поры. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 94).
5. Упражнение в распознавании однокоренных слов и форм одного и того же слова и наблюдение над единообразным написанием корня (учебник, упр. 142, с. 93). Выполнение заданий. Запись пар слов, выделение в них корня, соединение дугой внизу одинаковых букв ударных и безударных гласных в корне.
6. “Орфографическая минутка” с грамматическим заданием: записать под диктовку после обсуждения пары форм одного и того же слова в первый столбик, пары однокоренных слов во второй: коза — козы, коза — козлик, стрела — стрелы, стрела — стрелка. Выделение в словах корня и обсуждение того, в каком из слов каждой пары букву гласного звука в корне надо проверять и почему.
7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Как различить в слове безударный гласный звук? Легко или трудно его обозначить буквой? Чему учились на уроке?”
Домашнее задание
Выписать из “Словаря однокоренных слов” (учебник, с. 135) пять слов с безударной гласной в корне, подчеркнуть в каждом из них букву, обозначающую безударный гласный звук; выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 87, с. 40).