Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Части текста - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; различать признаки текста; совершенствовать умения определять тему и главную мысль текста, соотносить заголовок и текст; познакомиться со структурой текста; формировать умения выделять части текста, выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче, соотносить части текста и рисунки к ним, познакомить с этимологической справкой о красной строке в книгах, передавать устно содержание составленного текста; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Чтение и обсуждение темы “Части текста” и познавательной задачи урока: “Какие части можно выделить в тексте?”, определение его целей (учебник, с. 20).
3. Выполнение заданий учебника (упр. 18, с. 20): чтение басни, ответы на вопросы к упражнению, наблюдение над выделенными частями текста (каждая часть отличается своим содержанием), обсуждение назначения каждой части. Выполнение письменного задания.
4. Чтение сведений о языке (учебник, с. 20). Этимологическая справка о красной строке. Ответы на вопрос учителя: “Почему строку, с которой начинается каждый абзац, называют красной?” (В давние времена, когда книги переписывались от руки, перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов — чёрной и красной. Весь текст переписывался чёрной тушью. Начиная новую страницу, писец менял кисточку, рисовал замысловатый узор, выводил красной краской фигурную первую букву. (По Л. Т. Григорян.)
5. Упражнение в выделении частей текста и подборе заголовка к нему (“Рабочая тетрадь”, упр. 12). Обсуждение результатов деятельности: чему учились, работая с данным упражнением.
6. Выполнение заданий “Рабочей тетради”: упражнение в обосновании учащимися того, что прочитанная ими часть текста — это его начало (упр. 13, с. 8). Обсуждение вариантов продолжения текста.
7. Упражнения в умении соотносить части текста и рисунки к ним, передавать устно содержание составленного текста, записывать его часть (учебник, упр. 19, с. 21). Подготовка к записи заключительной части текста: определение количества предложений в третьей части текста. Чтение первого предложения в тексте. Составление второго предложения. (Ребята собрали их в букет.) Ответы на вопрос учителя: “Каким будет последнее предложение?” (Первого сентября школьники подарили цветы учительнице.)
8. Итог урока. Ответ на вопрос учителя: “Какие части можно выделить в тексте?”
Проверка и оценка результатов учебной деятельности: выполнение заданий учебника (рубрика “Проверь себя”, задания 1, 3, с. 22).
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 11, с. 7; упр. 13, с. 8 (устно).