Русский язык 3 класс - разработки уроков
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Цель: обобщить первоначальные сведения о речи, ее видах; развивать умения составлять текст в устной и письменной формах; различать предложения и группу слов.
Ход урока
I. Знакомство с учебником.
Обратить внимание на форзац, титульный лист, условные обозначения, словарик.
II. Постановка проблемы. (Упр. 1, с. 3.)
1. Составить текст-описание к иллюстрации в учебнике (устно) (с. 3).
2. Чтение стихотворения (с. 3).
– Какие виды речи можно отметить в этом тексте? Чем отличается устная речь от письменной?
3. Воспроизведение русской народной сказки по началу и иллюстрации в учебнике. (Упр. 3, с. 4.)
– Для чего человеку нужна речь? (С ее помощью человек выражает свои мысли и передает их другим.) Из чего состоит наша речь?
4. Составьте предложение про лису по опорным словам: петух, утащила, темный, лес. Запишите в тетрадь.
– Докажите, что вы записали предложение. (Все слова связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)
– Из скольких слов может состоять предложение?
– Что такое предложение?
Физкультминутка
III. Уточнение вывода.
При помощи речи человек выражает свои мысли и передает их другим. Наша речь состоит из предложений. Предложение выражает законченную мысль человека. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложения, связанные по смыслу, образуют текст. Текст может носить описательный, повествовательный характер.
1. Анализ (сравнение и различение) групп слов и предложений (упр. 5). К словосочетанию подобрать слово, чтобы получилось предложение. Записать.
2. Устное упражнение в делении потока речи на предложения.
– Узнайте, сколько предложений в тексте. Учитель читает:
Утро. По влажной тропе ползет жук. Раздался шум. Жук быстро скрылся под старым пнем. На тропу вышел лось. Как он красив!
– Как определить количество предложений?
IV. Итог урока.
– Что такое речь?
– Для чего людям необходима речь?
– Чем отличается устная речь от письменной?
– Из чего состоит речь?
– Что такое предложение?
Домашнее задание. Упражнение 4.