Русский язык 3 класс - разработки уроков
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ
Цель: развивать умение подбирать к словам с конечными парными согласными проверочные слова.
Ход урока
I. Чистописание.
суббота бровь зуб
Чтоб рыбку съесть, надо в воду лезть
– Поясните смысл пословицы.
– Прокомментируйте встретившиеся орфограммы.
II. Закрепление.
1. Постановка проблемы и ее анализ. (Упр. 68.)
На доске заранее записаны выделенные слова.
Учитель читает:
В классе пишут под диктовку:
«Я принес из леса ГРИБ».
Лишь Андрей выводит ловко:
«Я принес из леса ГРИПП».
Ну скажите, почему
Так послышалось ему?
Игроки владеют БАСОМ,
А певец – завидным ПАСОМ.
По реке плывут ПЛОДЫ,
А в саду растут ПЛОТЫ.
Объясните, почему
В школе не везет ему?
Р. Юзва
– Назовите парные согласные в выделенных словах, чем они различаются?
2. Уточнение сформулированных учащимися обобщений по учебнику на с. 37.
3. Сравнение произношений первых согласных в парах слов. (Упр. 70, устно.)
4. Воспроизведение ранее полученных знаний о согласных буквах и звуках. (Упр. 71, устно.)
21 согласная буква в русском алфавите
– парные звуки |
звонкие |
бб’ |
вв’ |
гг’ |
дд’ |
ж |
зз’ |
глухие |
пп’ |
фф’ |
кк’ |
тт’ |
ш |
сс’ |
|
– непарные звонкие |
лл’ |
мм’ |
нн’ |
рр’ |
й |
||
– непарные глухие |
хх’ |
ц |
ч’ |
щ’ |
5. Выделение слабой позиции для согласного. (Упр. 74, устно.)
6. Уточнение формулировки обобщений по учебнику на с. 46.
Физкультминутка
Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
III. Выполнение упражнений на применение знаний.
1. Комментированная запись. (Упр. 73.)
2. Уточнение обобщений по учебнику на с. 40–41.
Запомни:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Гласный рядом подставляй.
3. Самостоятельная работа. (Упр. 72.)
Взаимопроверка.
– Какими приемами проверяется написание парных согласных в конце слов?
– Нужно ли проверять написание пропущенной согласной?
IV. Итог урока.
– На какие две группы делятся согласные в русском языке?
– Назовите парные согласные по звонкости – глухости.
– В каком случае правописание и произношение парных согласных не расходится?
Домашнее задание. Упражнение 77.