Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Синонимы
Ход урока
1. Мобилизующий этап
Учащиеся под диктовку пишут словосочетания:
Рукав пиджака, зеленый лук, золотое кольцо, старый аэроплан, большой самолет, тугой лук, золотые волосы, рукав реки.
Учитель. Прочитайте словосочетания. Расскажите о написании слов, из которых они состоят, объедините их по орфограммам.
Здесь есть слова с проверяемой безударной гласной. В слове зеленый, безударная гласная е. Проверочное слово зелень. В слове золотое безударная гласная первая о. Проверочное слово золото. В словах кольцо, большой безударная гласная о. Проверочные слова кольца, больше. В слове реки безударная гласная е, проверочное слово реки.
Аналогичным образом осуществляется работа с другими орфограммами.
Учитель. А теперь объедините словосочетания по лексическим группам. Обоснуйте своп действия.
Можно объединить словосочетания рукав пиджака и рукав реки. Здесь слова рукав многозначное. Оно называет сходные между собой предметы.
Можно объединить словосочетания зеленый лук и тугой лук. В них есть слова омонимы. Это слова одинаковой чисти речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. В первом словосочетании слово лук обозначает растение, а во втором - вид оружия.
Можно объединить словосочетания золотое кольцо и золотые волосы. В первом словосочетании слово золотое употреблено в прямом значении; кольцо сделано из золота. Во втором словосочетании слово золотые употреблено в переносном значении. Волосы имеют цвет золота.
2. Формулирование темы и цели урока
- Учитель. Установите, по какому признаку можно объединить остальные словосочетания, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В словосочетаниях старый аэроплан и большой самолет есть слова, близкие по значению: аэроплан и самолет. Значит, тема сегодняшнего урока — «Слова, близкие по значению».
Учитель. Какие слова называются синонимами. Уточните тему сегодняшнего урока.
Тема сегодняшнего урока — «Синонимы».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.
1) Расширить и углубить ...;
2) учиться находить ... и видеть их различия;
3) познакомиться с .
Цель урока: расширить и углубить знания о синонимах; учиться находить синонимы, и видеть их различия; познакомиться с новыми словарными словами.
3. Изучение нового материала
На доске написаны слова:
рука, зеленый, бояться, лапа, изумрудный, страшиться.
Учитель. Прочитайте слова. Найдите среди них синонимы. Напишите их парами:
рука — лапа
зеленый — изумрудный
бояться — страшиться
Учитель. Какой частью речи — одной и той же или разными — являются слова каждой пары?
Слова каждой пары являются одной и той же частью речи. В первой паре это имена существительные, во второй — имена прилагательные, в третьей — глаголы.
Учитель. Что обозначают слова первой пары?
Слова первой пары обозначают один и тот же предмет.
Учитель. Что обозначают слова второй и третьей пар?
Слова второй пары: зеленый и изумрудный обозначают один и тот же признак. Слова третьей пары бояться — страшиться обозначают одно и то же действие.
Учитель. Сделайте вывод из ваших рассуждений. Что такое синонимы?
Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же.
Учитель. Несмотря на то, что синонимы обозначают одно и то же, они имеют определенные различия. Назовите еще раз синонимы первой пары. Скажите, в какой речи чаще употребляется слово рука, a в какой — лапа, если имеется в виду человек.
Слово рука чаще употребляется в литературной речи, а лапа — в разговорной.
Учитель. Сделайте вывод, чем могут отличаться синонимы.
Синонимы могут отличаться употреблением в речи.
Учитель. Чем отличаются синонимы зеленый и изумрудный?
Слово зеленый обозначает цвет травы, зелени, а слово изумрудный — ярко-зеленый цвет. Эти слова отличаются оттенками значения.
Учитель. Чем отличаются синонимы бояться — страшиться?
Слово бояться обозначает чувство страха, а страшиться обозначает очень бояться.
Учитель. Скажите, чем отличаются последние пары синонимов.
В двух последних парах синонимов слова отличаются оттенками лексического значения.
Учитель. А теперь дайте полное определение синонимам.
Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Учитель. Прочитайте материал о синонимах в учебнике. Сравните его с нашими рассуждениями и выводом.
Что такое синонимы? Приведите примеры.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
1. Сказать, сморозить, промолвить, буркнуть, проговорить.
2. Пища, снедь, еда, питание, кормежка.
3. Идти, шествовать, шагать, валить, семенить.
4. Разговорчивый, речистый, говорливый, трепливый, празднословный.
Употребление слов в речи
Исходное |
Нейтральное |
Устаревшее |
Разговорное |
Просторечное |
плакать |
рыдать |
стенать |
хныкать |
хлюпать |
Учитель. Прочитайте ряды слов и рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание.
В упражнении даны четыре ряда синонимов. Надо вписать их в таблицу в указанном порядке: исходное, нейтральное, устаревшее, разговорное, просторечное слова.
Задание выполняется сначала коллективно, затем индивидуально. Осуществляется его проверка.
Учитель. Еще раз скажите, что такое синонимы. Приведите свои примеры.
Назовите слова, состав которых соответствует схеме:
.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Сегодня мы познакомимся с двумя словарными словами, Это синонимы к имени прилагательному из упражнения, которое выполнялось н начале урока. В нем звуков меньше, чем букв. Назовите имя прилагательное из упражнения и его синонимы.
Имя прилагательное из упражнения — большой. В нем звуков меньше, чем букв. Его синонимы — огромный, громадный.
Учитель. Что означают слова огромный, громадный?
Слово огромный означает очень большой. Громадный больше, чем огромный.
Учитель. Откройте орфографический словарь. Найдите в нем новые слова. Скажите, как они пишутся.
В слове огромный три слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная о. Ее надо запомнить.
В слове громадный тоже три слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная о. Ее надо запомнить.
Учитель. Найдите и исправьте ошибку в предложении: Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.
В этом предложении три раза повторяется слово большой. Правильным будет такой вариант: Большие корабли бороздят огромные моря и громадные океаны.
Учитель. Напишите это предложение, подчеркните в нем синонимы и орфограммы.
Скажите, что такое синонимы.
6. Закрепление изученного материала (продолжение)
Упражнение 2
Могучее государство — могучая страна;
любимая отчизна — ?
душистый цветок — ?
безграничный простор — ?
известный актер — ?
иногда уезжать — ?.
Учитель. Внимательно рассмотрите записи на доске. Сформулируйте к ней задание.
К каждому словосочетанию подобрать и написать другое, заменив выделенное слово синонимом.
Учитель. Какое словосочетание можно выделить из ясного столбика и почему?
Можно выделить словосочетание иногда уезжать, тик как оно состоит из глагола и наречия, а остальные — из существительного и прилагательного.
Упражнение 3
Гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция, фанаберия — все эти слова показывают отрицательные стороны человека. Интересно происхождение слова чванство. В древности «чаша», «жбан» звучали как «чван», и человек, который подавал чашу царям, назывался «чванчий». Это была очень важная должность. Конечно, чванчии кичились, важничали, чванились. От этого и получилось чванство! (По Н. Сладкову)
Учитель. Прочтите текст. Обратите внимание на условные изображения. Сформулируйте к ним свое падание в соответствии с темой урока.
Надо выписать из текста три ряда синонимов.
Учитель. Какие слова вы могли бы добавить в первый и последний ряды?
Зазнайство, зазнавались.
7. Итог урока
Учитель. С какой группой слов мы познакомились сегодня на уроке?
Мы познакомились сегодня с синонимами.
Учитель. Расскажите, что такое синонимы. Приведите возможно большее количество синонимов к слову большой, кроме тех, что уже звучали на уроке. Назовите их по принципу «снежного кома», то есть произнесите свое слово и повторите все те, которые были сказаны до вас.
Ответы детей.
Дается домашнее задание. Оценивается работа учеников.