Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Буквы з и с на конце приставок
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На диске написаны слова:
о...чет, н...резной, ра...грузить, ра...кидать, н...дувной, о...кос.
Учитель. Прочитайте слова вслух.
Распределите слова на три группы, учитывая их принадлежность к топ или иной части речи, имеющуюся в них одинаковую часть, характеристику звуков. Находите слова первой группы. Обоснуйте свой выбор.
К первой группе можно отнести слова отчет, откос. Это имени существительные. В них есть одинаковая приставка от. В каждом, слове па пять звуков. Все согласные звуки глухие.
Учитель. Какие слова составили втору группу?
Вторую группу составили слова нарезной, надувной. Это прилагательные. В них есть приставка на. В каждом слове, по восемь звуков. Все звуки звонкие.
Учитель. Скажите, как пишутся гласные и согласные в этих и других известных вам приставках.
Гласные и согласные в приставках от-, на-, под-, над-, со-, про-, пере- и др. пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Назовите слова третьей группы и их общие признаки.
К третьей группе можно отнести, слова разгрузить, раскидать. Это глаголы. В них звуков меньше, чем букв. В этих славах есть приставки.
Учитель. Скажите, какие буквы могут быть на конце данных приставок, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
На конце данных приставок могут быть буквы з или с. Значит, тема сегодняшнего урока «Буквы з и с на конце приставок».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, учитывая тему и начало написанных на доске фриз. Используйте запись на доске.
1) Познакомиться с ...;
2) учиться ... писать с ....
Цель урока: познакомиться с правилом написания бука з и с на конце приставок; учиться находить и писать слова с приставками на з и с.
3. Изучение нового материала
На доске а вписаны слова:
разжимать рассмотреть
безвкусный бесшумный
Учитель. Прочитайте слова: Выделите в них приставки. Подчеркните в словах первого столбика согласную, на которую оканчивается приставка, и согласную, с которой начинается корень.
разжимать безвкусный
Учитель. Скажите: перед какими согласными - звонкими или глухими пишутся приставки на з?
Приставки на з пишутся перед звонкими согласными.
Учитель. Выделите в словах второго столбика согласные в конце приставки и в начале корня.
рассмотреть бесшумный
Учитель. Установите, перед какими согласными пишутся приставки на с.
Приставки на с пишутся перед глухими согласными.
Учитель. Обобщите паши рассуждения и скажите, перед какими согласными пишутся приставки на з и перед какими — на с.
Приставки на з пишутся перед звонкими согласными, а приставки на с — перед глухими согласными.
Учитель. Определите, какие приставки надо писать в словах разгрузить и раскидать.
Прочитайте новое правило в учебнике. Сравните его с формулировкой, составленной вами.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
1) Бе...правный, бе...жизненный, бе...численный, бе...платный;
2) ...бегать, ...дать, ...дравствуй, ...делать;
3) ...десь, ...дание, ...доровье, ра...бить;
4) бе...брёжный, бе...предельный, бе...граничный, бе...радостный.
Учитель. Прочитайте ряды слов. Исключите из каждого ряда лишнее слово. Скажите, какое слово лишнее в первом ряду. Почему?
В первом ряду лишнее слово безжизненный. В нем при ставка без-, а в словах бесправный, бесчисленный, бесплатный — приставка бес-.
Учитель. Напишите этот ряд слов, выделяя орфограмму.
Назовите лишнее слово из второго ряда.
Во втором ряду лишнее слово здравствуй. В нем нет приставки. Буква з — это часть корня. В словах сбегать, сдать, сделать приставка с.
Аналогичным образом осуществляется работа с третьим и четвертым рядами слов. Повторяется правило о правописании приставок на з- (с-). Слово безбрежный разбирается по составу.
Упражнение 2
Ра...говором сыт (не) будешь.
(Не) вырастиш... ов...щей, (не) ...вариш... и щей.
Справка: (Не) ра...грызешь ореха, так (не) ...ъешь и ядра.
Ра...суждениями каши (не) ...варишь.
Учитель. Проанализируйте упражнение. Составьте к нему свое задание.
К каждой пословице надо подобрать другую, подходящую по смыслу. Написать пословицы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Учитель. Какую пословицу можно подобрать к первой? Почему?
К первой подходит пословица Рассуждениями каши не сваришь. В ней идет речь о том, что нельзя накормить словами.
Учитель. Можно ли объединить оставшиеся пословицы и почему?
Пословицу Не вырастишь овощей, не сваришь и щей можно объединить с пословицей Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра, так как в них говорится о том, что нельзя получить результата, не работая.
Учитель. Напишите пословицы попарно, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Назовите орфограммы, которые есть в каждой пословице.
В каждой пословице есть слова с приставкой на з- (с-), не с глаголом и глаголы во втором лице единственного числа.
Учитель. Как вы написали слова с приставкой на з- (с-)?
Учащиеся объясняют. Обсуждается написание слов с другими орфограммами. Повторяются правила.
Учитель. Назовите слова из пословиц, которые имеют такой же состав, как слово разгрызешь.
Упражнение 3
Заклинатель присел около корзины и раскрыл ее. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка, на них влиять не может. Кобра все равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого ее заставляют кусать очень горячие предметы.
Учитель. Из этого упражнения мы узнаем об очень редком виде труда. Прочитайте текст. Разделите его на две части по двум признакам одновременно. Признаки деления определите самостоятельно.
Назовите признаки деления текста на части.
Мы разделили текст по смыслу и по наличию в них слов с приставками на з- (с-). В каждом предложении первой части есть такие слова, во второй части их нет.
Учитель. С какого предложения начинается вторая часть?
Вторая часть начинается с предложения Змеи почти совсем не слышат звуков.
Учитель. Напишите ту часть, которая соответствует теме урока. Выделите новую орфограмму.
После того как задание выполнено и проверено, повторяется правило.
5. Итог урока
Учитель. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
Мы. познакомились с правописанием приставок на з-, с-.
Учитель. Расскажите правило о правописании приставок на з-, с-.
Ответы детей.
Дается домашнее задание. Оценивается работа учащихся.