Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Имена существительные собственные и нарицательные
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
(И,и)мя (П,п)ушкин
(О,о)тчество (А,а)лександр
(Ф,ф)амилия (С,с)ергеевич
(С,с)обака (М,м)ухтар
(Р,р)ека (Б,б)айкал
(О,о)эеро (М,м)осква
(Г,г)ород (В,в)олга
Учитель. Прочитайте вслух слова в левом и правом столбиках. Что есть общего в словах обоих столбиков?
В левом и правом столбиках написаны имена существительные в единственном числе.
Учитель. Чем отличаются имени существительные левого и правого столбиком?
Имена существительные левого столбика обозначают названия однородных предметов. Это нарицательные имена существительные, они пишутся с маленькой буквы. Имена существительные правого столбика обозначают названия отдельных предметов. Это собственные имена существительные, они пишутся с большой буквы.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Скажите, исходя из наших общих рассуждений, о каких именах существительных мы будем говорить сегодня на уроке. Какова тема сегодняшнего урока?
Тема сегодняшнего урока — «Имена существительные собственные и нарицательные».
Учитель пишет на доске название темы.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске.
1) Углубить и расширить знания о ...;
2) учиться правильно ....
Цель нашего урока: углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Еще раз прочитайте имена существительные собственные и нарицательные. Скажите, какое задание с ними можно выполнить.
Можно соединить между собой собственные и нарицательные имена существительные, написать их, раскрыв скобки.
Учитель. Выполните это задание, записывая составленные пары слов столбиком.
Прочитайте написанные пары слов.
Учащиеся зачитывают пары слов, выделяя орфограмму.
Учитель. Скажите, с какими именами собственными вы сейчас работали и как они пишутся.
Мы работали с именами, отчествами, фамилиями людей, кличками животных, названиями рек, озер, городов. Они пишутся с большой буквы.
Учитель. Найдите более общее понятие к названиям рек, озер, городов, островов, океанов, морей и др. Что это такое?
Это географические названия.
Учитель. Еще раз скажите, как пишутся известные вам имена собственные, используя только что озвученное понятие.
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия пишутся с большой буквы.
4. Изучение нового материала
На доске столбиком написаны слова:
историческое событие
книге
басня
стихотворение
журнал газета
картина
кинофильм
фабрика
корабль
Справка: «Квартет», Бородинское сражение, «Тимур и его команда», «Известия», «Юный натуралист», «Полосатый рейс», «Наводнение», «Аврора», «Красный Октябрь», «Зимнее утро».
Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте свое задание.
Надо к нарицательным именам существительным подобрать подходящие по смыслу собственные имена существительные.
Работа выполняется коллективно на доске и в тетрадях.
Учитель. Давайте сделаем вывод по этому упражнению. Как пишутся названия исторических событий?
Названия исторических событий пишутся с большой буквы.
Учитель. Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки?
Заглавия книг, басен, стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Учитель. Теперь давайте обобщим все наши рассуждения по плану:
1. Как пишутся имена собственные?
2. Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки?
Учебный материал обобщается, читается по учебнику.
5. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
1. Лeв Николаевич Толстой, Николай Николаевич Носов, Максим Горький, Виталий Валентинович Бианки.
2. Великая Отечественная война, Альтаир, Куликовская битва, Ледовое побоище.
3. «Труд», «Мурзилка», «Юность», «Вокруг света».
4. Памир, Селигер, Джомолунгма, Эверест.
Учитель. Прочитайте упражнение. Найдите в каждом ряду лишнее имя собственное. Ответ обоснуйте. Остальные имена собственные напишите. Орфограммы подчеркните. Расскажите правило о правописании имен собственных.
Упражнение 2
(К,к)вартира, (М,м)инск, (Л,л)ист, (Е,е)нисей, (Г,г)итара, (Б,б)инокль, (Ю,ю)питер, (В,в)ера, (О,о)рел, (А,а)рктика, (К,к)осмонавт, (О,о)гонек, (М,м)осквич, (Т,т)руд, (Г,г)реция, (К,к)абинет, (И.и)зюм.
Имена существительные
Нарицательные |
Собственные |
Собственные и нарицательные |
здание |
Саратов |
Курган, курган |
Учитель. Прочитайте слова, рассмотрите таблицу. Сформулируйте свое задание.
Надо имена существительные распределить на три группы. Первая — имена существительные, которые бывают только нарицательными; вторая — имена существительные, которые могут быть только собственными, третья — имена существительные, которые могут быть и собственными, и нарицательными. Надо написать эти имена существительные, подчеркнуть орфограммы.
Работа сначала выполняется коллективно, затем индивидуально. Осуществляется проверка.
Учитель. Расскажите правило о написании имен собственных. Приведите примеры, не повторяя те, которые уже звучали на уроке.
Назовите имя существительное собственное, в котором все согласные мягкие и звуков больше, чем букв.
Енисей.
Учитель. Назовите имя существительное, которое может быть собственным и нарицательным и в котором все согласные звонкие, непарные.
Орёл.
Упражнение 3
(Р,р)...ссия — крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке (Е,е)вразии и занимает значительную часть территории в двух частях света — (E.e)вpoпe и (А,а)зии.
(Р,р)...ссия омывается водами трёх океанов. С запада — (А,а)тлантического, с севера — Северно-Ледовитого, с востока — (Т,т)ихого.
Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)...ссия. Тепло (Ч,ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф,ф)ранца (И,и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К,к)амчатка — всё это наша (Р,р)одина! (По М. Громову)
Учитель. Прочитайте текст. Скажите, о чем он.
Этот текст о нашей Родине, о России.
Учитель. Какова основная мысль этого текста?
Основная мысль текста заключается в том, что Россия — великая и прекрасная страна.
Учитель. Внимательно рассмотрите схемы к тексту. Сформулируйте задание.
Из текста надо выписать словосочетания, которые состоят из нарицательного имени существительного и собственного. и имена собственные, которые состоят из прилагательного и существительного; раскрыть скобки, подчеркнуть орфограммы.
Учитель. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
6. Итог уроки
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?
Мы говорили об именах существительных собственных и нарицательных.
Учитель. Как пишутся имена существительные собственные?
Учащиеся рассказывают правило.
Дается задание на дом. Оценивается работа детей.