Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написан текст:

Растения очень хорошо к условиям жизни. Многие из них без заботы и внимания человека. Но если вы за растениями так, чтобы они были довольны, то вы радость и удовольствие среди них.

Учитель. Прочитайте про себя предложения. Скажите, какое задание можно с ними выполнить.

В предложения надо вставить подходящие па смыслу слова.

Учитель. Прочитайте получившиеся предложения вслух.

Назовите слова, вставленные в предложения. Определите, какой частью речи они являются.

Мы вставили слова: приспосабливаются, выживают, ухаживаете, получите. Это глаголы.

Учитель записывает глаголы предложения на доске с ударением и пропущенной безударной гласной в личном окончании.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая время глаголов и специфику их записи.

Глаголы находятся в настоящем и будущем времени. В их окончаниях пропущена безударная гласная. Значит, тема сегодняшнего урока — «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова ни доске.

1) Повторить ...;

2) учиться ....

Цель урока: повторить правило в правописании безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени: учиться правильно определять безударную гласную в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Что такое глагол?

Какие грамматические признаки глагола вы можете назвать?

Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

Как определить спряжение глагола?

Сгруппируйте глаголы, которые мы вставляли в предложения по признаку, который вы сами определили. Напишите их в два столбика, указав спряжение и выделив окончание.

Назовите глаголы первой группы и окончания в них. Обоснуйте свой ответ.

В первую группу мы написали глаголы приспосабливается и ухаживаете. Это глаголы в настоящем времени. Глагол приспосабливается стоит в третьем лице, единственном числе, имеет безударную гласную в окончании. Неопределенная форма приспосабливаться оканчивается на -ать. Это глагол первого спряжения. В третьем лице, единственном числе имеет окончание -ет.

Аналогичным образом осуществляется работа со следующим глаголом первого столбика и глаголами второго столбика. Повторяется правило об определении безударной гласной в личном окончании глагола.


4. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Новое словарное слово вы узнаете и назовете, если правильно выполните следующее задание. К слову, которое обозначает разовое вдыхание воздуха (глоток воздуха), прибавьте корень прилагательного новый, безударную гласную, имеющуюся в глаголе кипишь, и окончание глагола неопределенной формы с постфиксом. Какое у вас получилось слово?

Получилось слово вдохновиться.

Учитель. Напишите слово вдохновиться с комментированием.

Что обозначает слово вдохновиться?

Вдохновиться — значит ощутить подъем творческих сил.

Вдохновиться — значит иметь сильное желание совершить какой-либо поступок.

Учитель. Подберите синонимы к слову вдохновиться.

Воодушевиться.

Загореться, зажечься, воспламениться.

Слова загореться, зажечься, воспламениться учитель записывает на доске.

Учитель. А сейчас под словом вдохновиться напишите столбиком названные синонимы в том порядке, который я вам укажу. Первым напишите слово, в корне которого есть проверяемая безударная гласная. Вторым — слово, и корне которого есть чередующаяся безударная гласная. Третьим - слово, в котором имеется два шипящих согласных звука.

Учащиеся записывают слова воспламениться, загореться, зажечься. После этого учитель открывает заранее подготовленную запись:

что делать? что делаешь?

вдохновляться — вдохновля...шься

воспламеняться — ?

загораться — ?

зажигаться — ?

Учитель. Посмотрите на запись, сформулируйте задание, которое надо выполнить с данными глаголами.

От глаголов неопределенной формы надо образовать и написать глаголы во втором лице единственного числа, объяснить безударную гласную в личном окончании.

Задание выполняется и проверяется. Повторяется правило о правописании безударного личного окончания глагола.


5. Тренировочные упражнения

Учитель. На самые разные виды творчества может вдохновиться человек; на создание стихотворений, песен, картин, музыки и многого другого. Сегодня мы поговорим о вдохновении, которое нужно при создании садов. Какие сады вы знаете?

Сад-огород, ботанический сад, зимний сад, висячие сады Семирамиды, сад тропок.

Учитель. Много видов садов вы назвали. Однако этот перечень далеко не полный. Ваши знания по этому вопросу помогут расширить наши упражнения.

Упражнение 1 (на карточках)

Гамма красок загадочна и постоянно меняется по мере того, как подсыха...т или увлажня...тся . Композиции из создают атмосферу первозданности, заповедности. Они остаются зелеными круглый год.

Он позволяя...т получить эстетическое наслаждение от созерцания и познания этого уголка природы, предоставля...т экологические условия для заселения насекомыми, рыбами, птицами. Главная роль отвод...тся королеве этих садов — кувшинке.

Красиво и вкусно. Это сады средневековых монастырей. Опрятные дорожки посыпа...т гравием, дел...т сад на геометрические фигуры. Строгость форм подчеркива...т, прямоугольная стрижка кустов. Преоблада...т вечнозеленые деревья. На прямоугольных грядках непременно выращива...т овощи: ведь для монастырей польза знач...т не меньше, чем красота.

Капустный сад.

Сад мхов.

Водный сад.


Учитель. Прочитайте тексты. Сформулируйте свое задание. К каждому тексту надо подобрать заголовок, вставить пропущенные слова и буквы.

Учитель. Прочитайте вслух тексты с заголовками и вставленными словами.

Учитель прикрепляет на доску схемы.

image64

Учитель. Внимательно рассмотрите схемы. Они относятся ко всем текстам на карточках. Сформулируйте свое задание, связанное с темой урока.

Из текстов надо выписать пары слов с глаголами, имеющими безударное личное окончание. В первый столбик — пары, которые не являются словосочетаниями. Во второй — пары слов, которые являются словосочетаниями. Определить безударную гласную в личном окончании глагола.

image65

Учитель. Сгруппируйте слова обоих столбиков по орфограммам. Назовите две группы, к которым относится большее количество слов с одной и той же орфограммой. Объясните их написание.

Назовите глаголы, в которых:

звуков больше, чем букв;

звуков меньше, чем букв;

одинаковое количество звуков и букв.

Задание выполняется по группам.


Упражнение 2

В нем пятнадцать каменных глыб возвыша...тся среди белых полос гравия и гальки.

Этот сад никогда не зацвета...т.

Он славно вообще не знает времени года, потому что здесь нет ни травы, ни деревьев, ни воды.

Японцы счита...т: «Это поэма из камня».

1. [ ].

2. [ ], [O, O, O].

3. [О и О].

4. [А.: «П.»].

Учитель. Описание еще одного необычного сада вы составите самостоятельно. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте свое задание.

Надо написать предложения в том порядке, в котором расположены схемы. Вставить безударные гласные в личные окончания глагола.

Учитель. Что вы составили из предложении?

Из предложении мы составили текст.

Учитель. О каком саде говорится в этом тексте?

В этом тексте говорится о каменном саде.

Учитель. Какое название можно подобрать к тексту?

«Каменный сад».

«Поэма из камня».

«Сад-загадка».

Учитель. Назовите слова с теми нее орфограммами, с которыми вы работали в предыдущем упражнении.


6. Итог урока

Учитель. Какое правило мы повторяли сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы повторяли правило о правописании безударной гласной в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени.

Учитель. Расскажите это правило. Приведите примеры. Повторяется правило.

Дается задание на дом. Оценивается работа учащихся на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]