Приемы введения нового словарного слова в активный словарь детей

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Приемы введения нового словарного слова в активный словарь детей

1. Сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков

Слова: вагон, гитара

Вариант ответа:

У вагона и гитары есть деревянные и стальные части.

Внутри вагона и гитары имеется воздушное пространство.

Вагон и гитара не могут самостоятельно передвигаться.


2. Поиск противоположных предметов путей сопоставления их существенных и несущественных признаков

Новое слово: вокзал

Вариант ответа:

Вокзал - это общественное место, а квартира — частная собственность.

Вокзал - место временного пребывания человека, а квартира — постоянное место жительства.


3. Поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных слова, не связанных между собой по смыслу

Слова: чехол, чернила

Вариант ответа:

Чехол испачкан чернилами.

Чернила лежат около чехла.

Чернила дешевле чехла и т. д.


4. Исключение лишнего слова из трех возможных по самостоятельно найденным признакам

Слова: радио, телефон, телевизор.

Вариант ответа:

По радио и телефону мы только слышим информацию, а по телевизору слышим и видим.

Радио и телефон изобрели в девятнадцатом веке, а телевизор - в двадцатом.


5. Составление предложений по опорным парам слов

В первом предложении указывается причина того, о чем сообщается во втором, и вводится первое слово опорной пары. Во втором предложении отражается следствие, вытекающее из содержания первого предложения, и вводится второе слово опорной пары. В состав опорных пар входят новое и ранее изученное слова.

Опорные пары слов:

компьютер — мечта;

маршрут — мечта.

Вариант ответа:

Мне купили компьютер. Моя мечта осуществилась.

Команда определилась с маршрутом. Мечта о путешествии начала сбываться.


6. Составление предложения, предусматривающего замену всех слов другими, близкими по смыслу словами или словосочетаниями

В таинственной тишине занимался рассвет.

Вариант ответа:

В загадочном молчании начинался восход.


7. Составление предложения, предусматривающего замену каждого слова другими, противоположными по смыслу словами или словосочетаниями

Огромными клочьями снег медленно спускался на землю.

Вариант ответа:

Мелкими бисеринками пар быстро поднимался в небо.


8. Многократное распространение предложения

Учитель называет предложение, в состав которого входит изученное словарное слово, и предлагает распространить его, вводя перед каждым существительным подходящее по смыслу имя прилагательное. Поело этого учитель вновь предлагает распространить составленное предложение, добавляя при каждом его повторе по одному словосочетанию, состоящему из прилагательного и любого ранее наученного существительного из словарика.

Шофер ведет по шоссе машину.

Вариант ответа:

Опытный шофер ведет по широкому шоссе грузовую машину.

Опытный шофер ведет по широкому шоссе ночного города грузовую машину.

В дождливую погоду опытный шофер ведет по широкому шоссе ночного города грузовую машину.

В дождливую погоду опытный шофер ведет по широкому шоссе ночного города грузовую машину на атомную электростанцию. И т. д.


9. Составление предложении, каждое из которых начинается и заканчивается словарным словом

При этом последнее слово предыдущего предложения должно стать первым в последующем. В первое предложение обязательно вводится изученное на уроке слово.

Новое слово: гитара.

Вариант ответа:

Слева от реки звенели струны гитары.

Гитарный звон не унимался до рассвета.


10. Составление коллективного рассказа с включением в каждое предложение изученного на уроке слова и любых ранее изученных слов, причем последние не должны повториться

Новое слово: вокзал.

Вариант ответа:

В Москве много вокзалов. С многочисленных платформ вокзалов столицы поезда идут на север, восток, запад и юг нашей страны. На современном вокзале можно купить газету, позвонить по телефону, посмотреть телевизор, поиграть с компьютером. Московские вокзалы находятся в огромных красивых зданиях.


11. Составление недостающего предложения таким образом, чтобы события, о которых говорится во втором предложении, были следствием того, о чем говорится в первом. В первое предложение включается новое словарное слово

Новое слово: бинокль.

Морская волна захлестнула линзы бинокля. .

Вариант ответа:

Морская волна захлестнула линзы бинокля. Капитан сразу потерял видимость. И т. д.


12. Составление недостающего предложения таким образом, чтобы повое предложение обозначало причину того, о чем говорится во втором. Во второе предложение включается новое словарное слово

Новое слово: рассвет.

. Робким шепотом деревьев, тихим пением птиц, алой, полоской небосклона начинался рассвет над озером.

Вариант ответа:

Медленно из-за горизонта вставало солнце. Робким шепотом деревьев, тихим пением птиц, алой полоской небосклона начинался рассвет над озером.


13. Добавление недостающего подходящего по смыслу слова в пословицу

Новые слова: огромный, грамотный, громадный.

За ( ) двух ( ) дают, да и то не берут.

Вариант ответа:

За грамотного двух неграмотных дают, да и то не берут.


14. Выделение пословицы по нескольким признакам одновременно

Новое слово: здоровье.

В сене огня не скроешь.

Здоровье дороже богатства.

Шила в мешке не утаишь.

Справка: пословица исключается по смыслу, наличию определенных частей речи, структуре предложении.


15. Составление пословицы по ее началу.

Новое слово: беречь. Пословица должна соответствовать теме словарно-орфографической работы на уроке.

Друга ищи, а ... — ... .

Вариант ответа:

Друга ищи, а найдешь — береги.


16. Группировка фразеологических оборотов по смыслу

Новое слово: апельсин.

Поднять голову.

Ни в зуб ногой.

Ни бельмеса.

Воспрянуть духом.

Как свинья в апельсинах.

Задание. Прочитайте фразеологические обороты, назовите и выпишите те, которые соответствуют смыслу: не знать, не смыслить, не понимать.

Усложненный вариант задания. Прочитайте фразеологические обороты. Сгруппируйте их по самостоятельно найденному признаку. Напишите ту группу, в которой фразеологические обороты несут отрицательный смысл.


17. Группировка фразеологических оборотов по нескольким признакам

Новое слово: чернила.

Канцелярская крыса.

Поджимать живот.

Чернильная душа.

Приказная строка.

Куска не доедать.

Затягивать пояс.

Крапивное семя.

Задание. Прочитайте фразеологические обороты. Сгруппируйте их не менее чем по двум признакам одновременно. Напишите ту группу, в которой есть слово, соответствующее теме словарно-орфографической работы.

Справка: группировка осуществляется по смыслу и составу словосочетаний.






Для любых предложений по сайту: [email protected]