Тире между подлежащим и сказуемым

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Тире между подлежащим и сказуемым

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны предложения:

Фламинго строят гнезда по берегам морей.

Осина — дерево.

Малина — кустарник.

Учитель. Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно.

Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов.

Учитель. Найдите в предложениях подлежащее.

В первом предложении подлежащее осина, во втором — малика.

Учитель. Найдите л предложениях сказуемое.

В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым».

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

Учитель. Напишите эти словосочетания по группам. Установите в них смысловые и грамматические связи.

Прочитайте словосочетания первой группы. Укажите в каждом способы связи зависимого и главного слов.

После выполнения задания учащиеся аналогичным образом работают со второй группой словосочетаний.

Учитель. Выделите в обеих группах слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Объясните их написание.

Назовите слово, в котором все согласные звонкие, твердые.

Народа.


Упражнение 2

Смелость города берет.

Трусливому заике и п...нек каж...тся волком.

Месяц светит, да не гре...т.

Храбрые п...знаются в битве.

Учитель. Прочитайте пословицы. Исключите одну пословицу по двум признакам одновременно.

Можно исключить пословицу Месяц светит, да не греет. В ней говорится о том, что от месяца есть только свет, но нет тепла. В остальных пословицах речь идет о храбрости.

Учитель. Найдите второй признак, по которому можно исключить эту пословицу.

Если детям трудно выполнить задание, учитель может подсказать, что второй признак связан с темой урока.

В этой пословице нет словосочетании, а в остальных они есть.

Учитель. Запишите и разберите пословицу по членам предложения. Докажите, что в ней нет словосочетаний. К оставшимся пословицам сформулируйте задание, опираясь на шифр 1:1:3 и на тему урока.

Надо написать оставшиеся пословицы, ориентируясь на количество имеющихся в них словосочетаний и вставляя пропущенные буквы. Сначала надо написать две пословицы, в которых по одному словосочетанию, затем пословицу, в которой три словосочетания.

При выполнении задания указывается состав словосочетания.

Учитель. Назовите слова из пословиц, в которых пропущена буква о, объясните их написание.

Буква о пишется в словах города, познаются. В слове познаются о является безударной гласной о приставке по (приставки па не бывает), а в слове города о является безударной гласной в корне. Проверочное слово город.

Учитель. Перечислите слова, в которых пропущена буква е. Исключите из них одно слово по орфограмме.

В слонах пенек, кажется, греет пишется гласная е. Из них можно исключить слово пенек. В нем буква е является проверяемой гласной в корне. Проверочное слово пень. В словах кажется, греет буква е пишется в окончании –ет, потому что это глаголы первого спряжения.


Упражнение 3

В древнем Риме воинов награждали специальными перстнями.

Давно появился обычай давать награды храбрым воинам.

При Иване Грозном воинам вручали золотые чарки, а их начальникам парадное оружие.

Древнерусские князья жаловали дружинников золотыми цепями, драгоценными кубками и нашейными украшениями.

При царе Петре появились военные ордена.

Шифр:

Учитель. Внимательно прочитайте упражнение, рассмотрите шифр. Составьте свое задание к упражнению.

Надо написать предложения в соответствии с шифром. Порядок записи будет зависеть от количества в каждом предложении словосочетаний существительное + прилагательное.

Цель урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; учиться находить предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.


3. Изучение нового материала

Учитель. Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

В первом предложении подлежащее осина и сказуемое дерево выражены именами существительными.

Учитель. В каком падеже стоят эти имена существительные?

Эти имена существительные стоят в именительном падеже.

Учитель. Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

Во втором предложении подлежащее малина и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже.

Учитель. Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Правило повторяется учащимися 2—3 раза.

Учитель. Прочитайте новый материал в учебнике. Сравните его с нашим выводом.

Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите свои примеры на тему «Растения».

Разделитесь на три группы и составьте схему нового правила.

Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант.


4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (написано на доске)

Земл...ника вкусная жи...кость

С...квойя к...лючая груша

Манго вечнозел...ное р...стение

К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во

Опунция п...жароустойчивое р...стение

С..мшит самая вкус нал л...сная ягода

Учитель. Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

К словам левого столбика надо подобрать подходящие до смыслу словосочетания из правого столбика.

Учитель. Что в результате должно получиться?

В результате должны получиться предложения.

Учитель. Что надо сделать с составленными предложениями?

Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы, Расставить знаки препинания.

После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.

Учитель. Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам.


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Работая с новым правилом, мы с вами одновременно ведем разговор о растениях. Новое словарное слово тоже будет на эту тему. Первая его часть обозначает отличительный знак государства, города, сословия. Вторая часть обозначает меру земельной площади, равную ста квадратным метрам. Третья часть представляет собой мягкий вариант окончания имени прилагательного в мужском роде, в единственном числе, именительном падеже. Назовите это слово.

Это слово гербарий.

Учитель. Скажите, что такое гербарий. Ваш ответ должен соответствовать теме урока.

Гербарий - собрание засушенных растений.

Учитель. Посмотрите на карточку со словом гербарий. Расскажите о его правописании.

Слово гербарий состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная е, которую надо подчеркнуть и запомнить.

Учитель. Напишите предложение, раскрывающее лексическое значение слова гербарий.

Какая особенность есть в этом предложении?

В этом предложении между подлежащим и сказуемым сточится шире, так как они выражены существительными в именительном падеже.


6. Закрепление изученного материала (продолжение)

Упражнение 2 (написано на доске)

Распустил он свои сильные корни под з...млей, пробился через травы и начал на лугу р...сти.

Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается.

Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками.

Так и отв...евал терн землю для леса и луга.

Б...ре...ки белолицые кр...савицы.

Осинки милые ш...птуньи.

Учитель. Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки - белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн землю для леса и луга.

Учитель. Прочитайте составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.

Скажите, почему в них ставится тире.

Расскажите о правописании слон с пропущенными буквами.

Найдите в тексте слона, состав которых соответствует схеме:

image10


7. Итог урока

Учитель. С каким полым материалом мы сегодня познакомились?

Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Ответы учеников.

Дается задание на дом, оценивается работа детей на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]