Прямая речь

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Прямая речь

Ход урока

1. Словарно-орфографическая работа

На доске написаны предложения:

1. Видна печаль по ясным очам, а кручина по белому лицу.

2. Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом».

3. Ржа железо ест, а печаль сердце.

4. «Спрос не грех, прости ты нас», — старший молвил поклонясь.

5. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — говорит она ему.

6. «Как обидно!» — королевич отвечал.

Учитель. Сегодняшний урок мы начнем со словарно-орфографической работы. Напишите слова, которые я продиктую, и подчеркните в них орфограммы: суп, береза, туча, банан, солнце, вьюга.

Соедините между собой буквы, которые являются в словах орфограммами, Назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Это слово печаль.

Учитель. Что такое печаль?

Печаль - это чувство грусти, подавленности.

Печаль — это невеселое, тоскливое настроение,

Печаль — это безрадостное настроение.

Учитель. Вы правильно отметили, что к слову печаль подходит несколько обобщающих слов (родовых понятий). А теперь дайте более полное лексическое значение слова печаль, объединив свои рассуждения.

Печаль — это грустное, невеселое чувство, состояние тоски и подавленности, безрадостное настроение.

Учитель. Найдите в орфографическом словаре слово печаль. Расскажите, как оно пишется.

В слове печаль два слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная е. Ее надо подчеркнуть и запомнить. Па конце слова пишется мягкий знак, он указывает на мягкость предшествующего согласного.

Учитель. Напишите слово печаль в словарик. Подчеркните орфограммы.

Прочитайте первые три предложения на доске. Определите, что в них есть общего.

Во всех предложениях говорится о печали.

Учитель. Найдите в одном предложении слово, близкое по значению к слову печаль.

Это слово кручина.

Учитель. Что обозначает слово кручина?

Кручина — это более сильное чувство горя и тоски, чем печаль.

Учитель. На какие две группы можно разделить эти предложения?

В первую группу можно отнести первое и третье предложения. Это поговорки. Второе предложение — это строчки из сказки Пушкина.

Учитель. Скажите, какой смысл имеют эти поговорки.

В первой поговорке говорится о том, что печаль видна в глазах человека, а кручина — это более сильное чувство, оно видно по выражению лица.

Во второй поговорке говорится о том, что печаль портит здоровье человека так же, как ржавчина портит железо.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Прочитайте предложение из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке.

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом».

Учитель. Есть ли в этом предложении слова, которые прямо передают речь какого-либо лица?

В этом предложении есть слова, которые прямо передают речь золотой рыбки.

Учитель. Скажите, о какой речи мы будем говорить сегодня на уроке.

Сегодня на уроке мы будем говорить о прямой речи.

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.

1) Выяснить, что ...;

2) познакомиться с правилом написания с ...;

3) учиться правильно ... с ....

Цель урока: выяснить, что такое прямая речь; познакомиться с правилом написания предложений с прямой речью; учиться правильно писать предложения с прямой речью.


3. Изучение нового материала

Учитель. Давайте еще раз обратимся к предложению, взятому из сказки Пушкина. Найдите в нем слова, которые передаются от имени рыбки.

Не печалься, ступай себе с богом.

Учитель. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, и есть прямая речь. Она обычно сопровождается словами автора. Прочитайте слова автора и скажите, на что они указывают.

Отвечает золотая рыбка — это слова автора. В них указывается, кому принадлежит прямая речь.

Учитель. Обобщите эту часть наших рассуждений и скажите, что такое прямая речь и чем она сопровождается.

Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых указывается, кому принадлежит прямая речь.

Учитель. Напишите предложение, с которым мы сейчас работали. Скажите, как выделяется прямая речь и как пишется ее первое слово.

Прямая речь выделяется кавычками. Ее первое слово пишется с большой буквы.

Учитель. Что ставится после слов автора?

После слов автора ставится двоеточие.

Учитель. Составьте схему предложения, в котором прямая речь стоит после слов автора.

А: «П».

Учитель. Прочитайте четвертое предложение.

«Спрос не грех, прости ты нас», — старший молвил поклонясь.

Учитель. Скажите, какое это предложение и чем оно отличается от предыдущего.

Это предложение с прямой речью. В нем прямая речь стоит перед словами автора.

Учитель. Что ставится после прямой речи перед словами автора?

После прямой речи перед словами автора ставятся запятая и тире.

Учитель. Составьте схему этого предложения.

«П», — а.

Учитель. Прочитайте остальные два предложения. Скажите, какой знак препинания, кроме запятой, может ставиться после прямой речи.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — говорит она ему.

«Как обидно!» — королевич отвечал. После прямой речи, кроме запятой, может ставиться вопросительный или восклицательный знак.

Учитель. Составьте схемы предложений, в которых после прямой речи ставится вопросительный или восклицательный знак.

«П?» — а. «П!» — а.

Учитель. Обобщите наши рассуждения, опираясь на схемы, составленные вами.

Используйте следующий план:

1. Что такое прямая речь?

2. Чем сопровождается прямая речь?

3. Как выделяется прямая речь и как пишется ее первое слово?

4. Какой знак препинания ставится после слов автора?

5. Какие знаки ставятся после прямой речи?

Учащиеся обобщают материал. Сравнивают свой вывод с вариантом учебника. Рассказывают правило по памяти.


4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (написано на доске)

А П

Приплыла к нему рыбка, спросила Смилуйся, государыня рыбка.

Ей с поклоном старик отвечает Воротись, поклонися рыбке.

Говорит старику старуха Чего тебе надобно, старче?

Учитель. Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению.

Надо соединить подходящие по смыслу слова автора и прямую речь, чтобы получились предложения с прямой речью?

Учитель. Кто может назвать первое предложение с прямой речью?

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Учитель. Напишите это предложение с комментированием. При необходимости используйте подходящую для данного случая схему.

Найдите в предложениях формы одного и того же слова.

Рыбка, рыбке.

Учитель. Назовите родственные слова в предложениях н выделите их составные части.

Старик, старуха, старче.

Учитель. Объясните постановку запятых внутри прямой речи во всех предложениях.

Скажите, что такое прямая речь и как оформляется на письме предложение с прямой речью.


Упражнение 2

1. Князь Гвидон ей отвечает Грусть-тоска меня съедает.

2. Там в лесу стоит одна отвечает ей она.

3. Бабушка постой немножко ей кричит она в окошко.

4. А Балда приговаривал с укоризной Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Шифр: 2:2.

Учитель. Прочитайте предложения. Определите их особенность. Сформулируйте свое задание в соответствии с шифром.

Это предложения с прямой речью. Надо объединить их попарно. Первую пару составят предложения, которые начинаются со слов автора, а вторую — предложения, которые начинаются с прямой речи.

Учитель. Прочитайте с комментированием предложения, которые начинаются со слов автора, и запишите их.

Прочитайте с комментированием предложения, которые начинаются с прямой речи, и запишите их.

Назовите обращения в предложениях, сравните, чем они отличаются от обращений из предыдущего упражнения.

В первом упражнении обращения находятся в конце предложения. Одно обращение состоит из двух слов: государыня рыбка. Во втором упражнении обращения находятся в начале и в середине прямей речи. Они состоят из одного слова: бабушка и поп.

Учитель. Какие слова, близкие по значению к слову печаль, звучали сегодня на уроке? Назовите их в порядке, отражающем усиление обозначенного в них чувства.

Грусть, печаль, тоска, кручина.

Учитель. Расскажите, как оформляется на письме прямая речь.


Упражнение 3

Я дочитал книгу и сказал: «Как хороши сказки Пушкина!»

«Больше всего мне нравится читать сказки Пушкина», — сообщил я другу.

«Нет ничего прекраснее сказок Пушкина», — пришли мы к выводу с одноклассниками.

«Наверное, нет людей, которые были бы равнодушны к сказкам Александра Сергеевича Пушкина», — подумалось мне.

Учитель. Работая по теме «Прямая речь» мы использовали строки на сказок прекрасного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Составьте предложение с прямой речью, в котором вы выразите свое отношение к сказкам великого поэта.


5. Итог урока

Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроне?

Мы говорили о прямой речи.

Учитель. Расскажите все, что вы узнали о прямой речи. Используйте план, по которому вы обобщали изученный материал.

Ответы детей.

Дается задание на дом. Оценивается деятельность учеников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]