Правописание возвратных глаголов

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Правописание возвратных глаголов

Урок № 146


Тема: Правописание возвратных глаголов.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить отличать возвратные глаголы от других форм глагола;

• учить задавать вопрос к возвратным глаголам, правильно их записывать;

• учить употреблять возвратные глаголы в речи.

Планируемые результаты

Предметные:

• узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола;

• правильно произносить и писать возвратные глаголы;

• составлять словосочетания с возвратными глаголами;

• спрягать возвратные глаголы;

• грамотно записывать текст по памяти;

• проверять написанное.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• определять достаточность или недостаточность знаний по указанной теме;

• планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

• делать выводы на основе наблюдения и сравнения;

• проводить самооценку, взаимооценку.

Личностные:

• осознавать важность изучения русского языка.

Межпредметные связи: чтение (работа над произносительными нормами русского языка).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает выполнить задание — прослушать текст, выписать глаголы с безударными личными окончаниями, объяснить их написание.

Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице.

(Е. Чарушин)

• Слушают текст, выписывают глаголы по заданию. Обосновывают написание безударных личных окончаний в глаголах. Фиксируют затруднение — является ли -ет в глаголе кинется безударным личным окончанием, требующим проверки. Предлагают обратиться к учебнику.

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать название темы урока, определить, могут ли ответить на поставленный вопрос, сформулировать учебную задачу.

• Находят в учебнике с. 102, читают тему урока. Высказывают предположения при ответе на вопрос. Определяют учебную задачу — познакомиться с возвратными глаголами, научиться их различать.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для сравнения разных форм глаголов по заданию к упр. 210 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 211 в учебнике.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 212 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 213 в учебнике.

• Задаёт проблемный вопрос: Изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам?

• Организует исследовательскую деятельность учащихся по заданию к упр. 214 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы.

• Предлагает выполнить задание к упр. 215 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 135 в рабочей тетради.

• Читают предложенные глаголы. Называют сходство и различие. Выделяют суффикс -ся, при помощи которого образованы глаголы. Определяют, что данные глаголы обозначают действие, направленное на того, кто его совершает. Читают в учебнике информацию об этой форме глаголов. Составляют сообщение о возвратных глаголах.

• Читают задание. Самостоятельно его выполняют. По окончании доказывают правильность выполнения задания.

• Читают задание. Определяют последовательность действий по выполнению. Списывают, вставляют пропущенные буквы. Находят возвратный глагол в неопределённой форме. По окончании организуют взаимопроверку в парах. Обсуждают вместе спорные вопросы. Приходят к единому мнению.

• Читают задание. Планируют деятельность. Выполняют самостоятельно. После записи читают полученные словосочетания, называют падеж имён существительных, проводят самопроверку. Определяют, от какого из выделенных глаголов можно образовать все три формы времени, а от какого только две. Доказывают своё мнение.

• Высказывают предположения. Рассуждают.

• Устно спрягают указанные глаголы. Делают вывод о том, что возвратные глаголы изменяются так же, как другие формы глаголов, но с добавлением суффиксов -сь, -ся.

• Читают стихотворение. Определяют сходство и различие форм глаголов. Готовятся и записывают стихотворение по памяти. После записи проводят самопроверку — соотносят запись с образцом. Оценивают результаты.

• Читают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

• Вовлекает учащихся в беседу, просит обобщить сведения об отличительных особенностях возвратных глаголов, назвать их роль в языке и речи.

• Обсуждают и обобщают сведения по изучаемой теме. Объясняют, как отличить возвратные глаголы от других форм глагола.

Дополнительный материал: заменить фразеологизм синонимичным возвратным глаголом или выражением с данным глаголом.

ходить козырем — ... (зазнаваться)

пожинать лавры — ... (пользоваться плодами своего успеха)

попасть впросак — ... (ошибиться)

лезть на рожон — ... (подвергаться опасности)

надуть губы — ... (обидеться)

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 134 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить текст на тему «Вот, если бы...» с опорой на стихотворение Р. Мухи «Кровать» (учебник, упр. 215).

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]