Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Состав слова. Значимые части слова - Урок 4
Урок № 28
Тема: Состав слова. Значимые части слова. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • содействовать формированию умения разбирать слова по составу; • развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме; • развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выделять части текста. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • различать приставки и суффиксы как части слова, образующие новые слова; • устанавливать наличие в слове определённой морфемы; • разбирать слова по составу; • подбирать слова к данным схемам. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • определять последовательность действий при составлении памятки по разбору слова по составу; • проводить самопроверку — соотносить с образцом; • моделировать слова. |
Личностные: • проявлять навыки сотрудничества, уважительное отношение к окружающим. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа с текстом). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает на листе самооценки отметить сформированности умений по изучаемой теме: [ ] умею различать корень как главную часть слова; [ ] умею различать окончание как часть слова, изменяющую форму слова; [ ] умею различать суффикс и приставку как части слова, образующие новые слова; [ ] умею находить в слове корень, суффикс, приставку, окончание; [ ] умею из ряда предложенных слов выбирать слова, подходящие к данной схеме. |
• Проводят самооценку. Анализируют, чему научились, чему ещё следует учиться. Уточняют изучаемую тему: «Состав слова. Значимые части слова», ставят учебную задачу. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Организует групповую деятельность учащихся по заданию — самостоятельно составить памятку для разбора слова по составу. (В зависимости от уровня обученности учащихся возможны варианты: составить самостоятельно или расположить в нужном порядке заданные действия.) |
• Объединяются в группы. Определяют последовательность действий при разборе слова по составу. Выполняют самопроверку — соотносят полученный результат с памяткой на с. 148 в учебнике. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся в парах по заданию к упр. 86 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить задание к упр. 86 в учебнике. • Организует самостоятельную работу по заданию к упр. 85 в рабочей тетради. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Создаёт условия для самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся по заданию к упр. 88 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 87 в учебнике. • Предлагает рассмотреть задание к упр. 88 в учебнике. Дома подобрать по три слова к каждой схеме, которые не были использованы на уроке. |
• Читают задание. При выполнении комментируют действия в парах. При необходимости обращаются к памятке. • Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании обосновывают правильность выполнения задания. • Читают задание. Выбирают форму работы. Комментируют действия по выполнению задания. По окончании представляют и обсуждают полученные результаты. • Читают задание самостоятельно. Подбирают слова к данным схемам, выделяют значимые части слова. По окончании работы доказывают правильность выполнения задания. • Читают задание. Планируют последовательность действий: определить тему и главную мысль текста, подобрать заголовок, разделить текст на части; записать текст, вставляя пропущенные буквы, выделить в глаголах приставки, найти два слова, соответствующие данным схемам. После выполнения работы обсуждают возникшие затруднения. Получают разъяснения от одноклассников. • Возвращаются к заданию упражнения. Записывают домашнее задание. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает вернуться к листу самооценки, заполненному в начале урока, сравнить, чему планировали учиться и чему научились, какими умениями овладели, выделить возникшие затруднения, определить достижения. |
• Анализируют результаты изучения темы. Выявляют причины успешности/не- успешности учебной деятельности. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа по словообразованию, с. 119, задание 2, 3). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задания базового или повышенного уровня сложности на выбор. Базовый уровень. Задание 1. Найти слово, в котором есть приставка по-. Поляна, погода, поход, почтовый. Задание 2. Выбрать схему, которая соответствует слову полоска. а) б) в) г) Повышенный уровень. Задание 1. Какие ещё части слова, кроме корня, есть в слове поясок? Привести два примера слов с таким же составом. а) Суффикс и окончание. б) Приставка и окончание. в) Приставка, суффикс и окончание. г) Других частей слова нет. Задание 2. Указать ряд, в котором слова расположены в такой последовательности: 1) корень, окончание; 2) корень, суффикс, окончание; 3) приставка, корень, суффикс, окончание. а) Рука, холодный, облачный. б) Морозы, уроки, находка. в) Книга, зонтики, посадка. г) Пальто, морозный, забота. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст задания для своих одноклассников по изученной теме. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|