Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов»

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов»

Урок № 90


Тема: Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов».

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить определять роль имён прилагательных в тексте;

• развивать умение составлять текст-рассуждение на основе изученных признаков;

• развивать умение проверять написанный текст, находить и исправлять ошибки.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять тему, главную мысль текста;

• определять роль имён прилагательных в тексте;

• отбирать материал для сочинения;

• называть признаки текста-рассуждения;

• составлять тскст;

• объяснять написание слов с изученными орфограммами. исправлять ошибки.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• действовать по алгоритму для решения орфографической задачи;

• строить понятное для партнёра монологическое высказывание;

• высказывать своё мнение, выслушивать мнение одноклассников;

• планировать самостоятельную деятельность для решения учебной задачи.

Личностные:

• проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны;

• осознавать эстетические потребности, ценности и чувства.

Межпредметные связи: чтение (составление текста по картине).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 20 в учебнике.

• По окончании работы просит объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы правильно определить падеж имён прилагательных, в каких ситуациях эти знания и умения могут пригодиться.

• Предлагает прочитать тему урока, обосновать, как тема урока связана с умением определять падеж имён прилагательных.

• Нацеливает на постановку учебной задачи.

• Самостоятельно читают и выполняют задание.

• Повторяют вслух алгоритм действий для определения падежа имени прилагательного. Предполагают, что это умение пригодиться для написания безударных падежных окончаний.

• Обосновывают связь темы урока с названным умением — для грамотного написания текста необходимо знать и применять правила на все изученные орфограммы.

• Ставят учебную задачу — учиться составлять текст-рассуждение по картине, грамотно записывать его, находить и исправлять ошибки.

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает рассмотреть репродукцию картины В. А. Серова «Мика Морозов», поделиться своими впечатлениями.

• Рассматривают картину, возможно, обсуждают в парах. Высказывают своё мнение.

Организация познавательной деятельности

• Организует работу учащихся по заданию к упр. 20 в учебнике.

• Создаёт условия для составления текста-рассуждения по заданию к упр. 22 в учебнике.

• Предлагает уточнить структуру текста-рассуждения, составить план.

• Включает учащихся в беседу по вопросам упражнения.

• Организует прослушивание устных текстов.

• Предлагает спланировать дальнейшие действия по работе с текстом. Организует самостоятельную работу.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 19 в рабочей тетради.

• Читают текст. Определяют тему и главную мысль. Объясняют значение выделенных выражений и других непонятных слов. Выявляют роль имён прилагательных в тексте. Находят описание. Высказывают своё суждение о характере мальчика.

• Внимательно рассматривают картину после прочтения текста И. Долгополова.

• Уточняют, что текст-рассуждение включает следующие части: тезис (то, что доказывается), доказательство, вывод.

• Отвечают на вопросы, предложенные в упражнении. Высказывают свои взгляды.

• Находят тезис (первые два предложения из упр. 21). Составляют доказательства и вывод. Представляют по желанию тексты в классе. Выслушивают друг друга. Обмениваются мнениями.

• Планируют дальнейшие действия: внести дополнения и исправления в устный текст, записать в тетрадь, провести самопроверку. Работают самостоятельно.

• Читают задание. При необходимости задают вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает оценить результаты деятельности учащихся на уроке, определить, чему планировали учиться и чему научились, когда и где могут пригодиться составленные тексты.

• Соотносят поставленную учебную задачу с результатами урока, делают выводы.

Дополнительный материал: биография В. А. Серова.

Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец, Александр Николаевич Серов, был известным композитором и музыкальным критиком, а мать, Валентина Семёновна,— пианисткой.

Когда мальчику было 6 лет, умер его отец. Вскоре после этого мать уехала в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а маленький Валентин был отправлен в Смоленскую губернию на хутор Никольский к подруге матери. Именно здесь у мальчика впервые проявился интерес к рисованию.

Обнаружив серьёзное пристрастие Валентина к рисованию, мать взяла сына с собой в Париж, где тогда жил великий русский художник Илья Ефимович Ремин. С 10-летнего возраста Серов учился рисованию и живописи у Репина, который развил его дарование.

В Париже, а затем в Москве мастер и ученик работали рука об руку. Валентин внимательно присматривался к тому, что делает великий художник. По прошествии некоторого времени Репин пришёл к выводу, что уже больше ничего не может дать Серову. Молодой художник отправляется в Петербург. В 1880 году В. А. Серов поступил в Академию художеств, где обучался 5 лет. Годы учёбы помогли юному художнику глубже проникнуть в законы живописи. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Это полотно и картина «Девушка, освещённая солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.

За время своей творческой деятельности Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них — картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей знаменитого доктора Сергея Петровича Боткина (1900), портрет Мики Морозова (1901).

Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после записи.

Дополнительные творческие задания: подготовиться к экскурсии по залам, где

вывешены картины В. А. Серова.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]