Русский язык поурочные разработки 4 класс
МОРФЕМЫ. ПОВТОРЕНИЕ
Цели: повторить определения морфем; уметь анализировать их роль в словообразовании; развивать умение выделять морфемы в словах.
Ход урока
I. Введение в тему.
Распределить слова в два столбика.
На доске:
Дождь, дождливый, дождливую, дождевой, дожде, дождевик, дождя, дождичек, дождем, дождик.
– По какому принципу разделили слова?
– Чем могут различаться по составу однокоренные слова?
– Чем различаются разные формы одного и того же слова? Что в них общего?
II. Морфемы.
– Какие морфемы знаете?
Дайте определение каждой морфеме.
1. Расскажите порядок морфемного разбора (, , , , ).
2. Подберите слова к схемам в упражнении 78.
3. Выполнение упражнений 79, 80 под руководством учителя.
III. Суффиксальное словообразование.
1. Выполнение упражнения 81, с. 167.
2. Мини-тест.
Рассчитан на выполнение в течение 3 минут.
Найдите прилагательные, образованные от основ существительных с помощью суффикса -ск-.
1) морской
2) ветвистый
3) горный
4) ночной
5) пятнистый
6) детский
7) сельский
8) чистый
9) юношеский
10) городской
Ключ: 1, 6, 7, 9, 10.
IV. Приставочное словообразование.
1. Выполнение упражнения 82, с. 168.
2. Блицтест.
Найдите неправильно написанные слова.
1) зоменить
2) замесить
3) надписать
4) нобирать
5) нодломить
6) набежать
7) новарить
8) зобирать
9) задержать
10) надкусить
Ключ: 1, 4, 5, 7, 8.
V. Итог урока.
– Когда вам может помочь умение быстро и правильно видеть морфемы в словах? Докажите на примерах.