Русский язык поурочные разработки 4 класс
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: актуализировать знания учащихся о грамматических признаках предложения; развивать умения выделять грамматическую основу, второстепенные члены предложения.
Ход урока
I. Знакомство с учебником.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Первая тема, над которой мы будем работать, называется «Предложение». Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении.
1. Игра «Найди и докажи».
Описание. На доске записаны группы слов, среди которых учащиеся должны найти и назвать предложения.
Учитель. Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. Назовите найденные предложения.
а) В нашей реке водятся щуки и окуни.
б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается.
в) Завтра мы рано утром вчетвером.
г) Грачи слетелись на вспаханное поле.
– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
– Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.
На доске схема:
2. Выполнение упражнения 2 устно.
Учитель предлагает учащимся прочитать текст упражнения, затем организует беседу по вопросам:
– С какой интонацией вы прочитали каждое предложение? Какие это предложения по цели высказывания?
– Сравните первое и пятое предложение. Что у них общего, чем они отличаются?
– Какой вывод можно сделать? (Предложение может состоять из одного или нескольких слов.)
III. Формирование новых знаний.
Вопросы:
– Чем являются в предложении подлежащее и сказуемое?
– Как найти в предложении подлежащее и сказуемое?
Стихотворение-подсказка.
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения.
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
1. Выполнение упражнения 4 по заданию учебника.
Учитель. Прочитайте сообщение.
– Как называют предложения, состоящие из одной грамматической основы?
– Что значит распространить предложение? Приведите пример.
2. Выполнение упражнения 5 по заданию учебника.
Коллективная работа.
– Какой текст лучше: который приведен в учебнике или тот, который у вас получился? Почему?
IV. Установление связи слов в предложении.
Учитель. Прочитайте информацию из упражнения 6 и отметьте, как связаны слова в предложении.
1. Игра «Распредели по группам».
Описание. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся должны сложить соответствующие карточки.
Учитель. Распределите карточки по группам (в «домики»).
Дети играют. Веселые праздники. Бежит река. Бегущий мальчик. Интересная книга. Идет дождь. Дождливый день. Птицы прилетели. Птичий домик. |
2. Выполнение упражнения 7. Учащиеся читают загадку.
Учитель. Я считаю, что в каждом предложении выделены словосочетания. Согласны ли вы с моим утверждением? Обоснуйте ответ.
Под руководством учителя выписывают словосочетания с вопросами.
– Какие это предложения по составу? (Распространенные.) Чем они распространены? (Второстепенными членами предложения.)
– Обратите внимание, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения.
V. Самостоятельная работа.
Найдите грамматические основы предложений и запишите их в тетрадь.
На доске:
Плывут паутины
Над сонным жнивьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
А. Твардовский
VI. Итог урока.
Учитель. Закончите предложение.
Предложение выражает…
Подлежащее и сказуемое – это…
Словосочетание – слова, связанные друг с другом…
Грамматическая основа предложения не является…