ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Русский язык поурочные разработки 4 класс

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Цель: ознакомить учащихся с прямой речью, ее обозначением на письме, схематическим обозначением предложений с прямой речью.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

На доске записаны предложения.

1. Солнце было уже высоко … туман еще держался в лесу.

2. Жара ст..яла нест..рпимая … р..бята не выл..зали из реки.

3. На одном б..регу реки в..днелась деревня … на другом т..мнел с..сновый бор.

– Определите тип предложений по количеству грамматических основ. Подумайте, какие союзы надо вставить в сложные предложения.

– Объясните написание пропущенных орфограмм и расстановку знаков препинания.

– Запишите одно предложение в тетрадь, подчеркните грамматические основы.

II. Формирование новых знаний.

1. Распознавание в устной и письменной речи предложений с прямой речью.

1) Выполнение упражнения 89.

– Прочитайте текст. Найдите в тексте предложения, которые передают дословно речь Крошечки-Хаврошечки (вариант I), и предложения, которые передают речь коровушки (вариант II).

– Прочитайте сведения о языке на с. 52.

– Как называется такая речь?

2) Упражнение 90 учащиеся выполняют по заданию.

Задание:

– Найти и прочитать речь няни.

– Определить, какие слова помогли узнать, чья это речь.

Чтение текста по ролям.

2. Тест.

Учитель читает предложения, ученики записывают в тетрадь номер предложения, в котором есть прямая речь.

1) «Я уже сделал», – сказал Дима.

2) «Пора возвращаться домой», – сказал папа.

3) Папа сказал, что пора возвращаться домой.

4) «Ждем вас опять, ребята», – сказали наши знакомые.

5) «Какое чудо!» – воскликнул малыш.

6) Мы попросили лесника проводить нас домой.

(Ответы: 1, 2, 4, 5.)

III. Наблюдение над обозначением прямой речи на письме.

1. Выполнение упражнения 91.

Работа проводится по вопросам плана, данного в конце упражнения.

– Прочитайте сведения о языке на с. 53.

– А теперь составим схемы предложений с прямой речью из упражнения 91.

2. Выполнение упражнения 92.

– Прочитайте и выполните первое задание к упражнению.

– Понятно ли вам, кто и к кому обращается?

– Добавьте вместо точек слова автора, используя слова для справок.

– Как оформить на письме предложения с прямой речью? Составьте схемы предложений.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– С помощью каких знаков препинания прямая речь обозначается на письме?

Закончите предложения:

● Первое слово прямой речи пишется…

● Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится…

● Если прямая речь стоит перед словами автора, то после конечных кавычек ставится…

Н а д о с к е записано предложение и схема, составленная к нему.

Петух захлопал крыльями и запел – «ку-ка-ре-ку».

– Исправьте ошибки, если они есть.

Домашнее задание: упражнение 93.






Для любых предложений по сайту: [email protected]