Русский язык поурочные разработки 4 класс
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель: обобщить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения.
Ход урока
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся под диктовку записывают слова:
Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище.
– Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их написание.
– Что объединяет эти слова? (Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)
Устно выполняется коллективная проверка.
II. Актуализация опорных знаний.
На доске записаны пословицы.
Без не выловишь и из пруда.
Не красна , а красна .
Не спеши , а торопись .
Что написано , не вырубишь.
Учитель предлагает прочитать пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова.
– Какие члены предложения пропущены? (Дополнения.)
– Спишите. Вставьте дополнения над их условными обозначениями, а сверху укажите падеж.
– Какие еще второстепенные члены предложения вы знаете? Что вы можете о них рассказать?
III. Закрепление изученного.
1. Комментированное письмо.
Учитель диктует предложение, ученик, работающий у доски, проговаривает «ошибкоопасные» места, разбирает предложение по составу, используя карточки, составляет схему предложения:
()
Все учащиеся выполняют задания в тетрадях.
Предложения для коллективного письма:
По пашне важно гуляли черные грачи.
Потом мальчик напоил лосенка теплым молоком.
К молодой липке быстро подлетела синичка.
Еж накрылся сухими листьями в своей норке.
Белка отыскала свою кладовую в старом дупле.
2. Самостоятельная работа выполняется по заданиям трех уровней сложности (сильный, средний, слабый).
Вариант I (для сильных учеников)
Составьте предложения по схемам, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, надпишите части речи.
а)
б)
Вариант II (средний уровень)
Допишите предложения, разберите по членам, надпишите части речи.
а)
б)
Вариант III (для слабых учащихся)
Разберите предложения по членам, надпишите части речи.
а) Мы собирали грибы в сосновом лесу.
б) В жару мы купались в пруду.
IV. Итог урока.
– Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?
Домашнее задание: составьте и запишите предложения: 1) с обстоятельством; 2) с дополнением; 3) с определением.