Буквы з и с на конце приставок - Морфемика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Буквы з и с на конце приставок - Морфемика. Орфография. Культура речи

Цели уроков: познакомить с правилом правописания приставок на –з — -с (орф. № 11); научить опознавать слова с данной орфограммой и применять правило выбора согласного, графически обозначать орфограмму.

Личностные УУД. Смыслообразование. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Коррекция. Оценка результатов. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Создание алгоритмов. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Работа в паре. Оценка действий партнёра.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка. “Третий лишний”: 1) осмотреть, оловянный, оздоровительный; 2) подарок, подберёзовик, подсолнух; 3) напрямик, наяву, напрасно; 4) полено, полоса, позёмка.

II. Проверка домашнего задания. Словарный диктант.

Здоровье, квартал, балкон, кабинет, телефон, диван, приютиться, фиолетовый, маршрут, велосипед, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм, волейбол, чередование, морфема, ремень, набекрень (20 слов).

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Наблюдение над словами (с. 29), закрепление выводов — чтение правила на с. 30, запоминание орф. № 11, составление алгоритма, сбор глухих согласных. Учителю следует особое внимание обратить на шипящие согласные и ц, поскольку перед ними часто делаются ошибки, а также на написание двух букв з и с на стыке приставки и корня.

2. Комментированное письмо на базе упр. 437, 438. Учащиеся записывают слова в два столбика, дополняют их словами из упр. 440, проводят взаимопроверку сделанных записей.

3. Словарная работа (чтение, проговаривание, запись в словарики слов безвкусный, рассвет, расцвет, расписание, расчёт, расчётливый, рассчитать) сопровождается морфемным разбором у доски (ученики вызываются по очереди); некоторые слова транскрибируются: [б’иэсфкусный], [ращ’от].

IV. Закрепление изученного материала. Тренинг.

1. Подбор приставок на –з — -с к неполным словам:

...правный, ...глянуть, ...кипеть, ...статься, ...звёздный, ...вергать, ...париться, ...гордился, ...парил, ...пелся, ...трепенулся, ...совестный.

2. Запись слов под диктовку, выделение орфограммы (у доски ученик работает до ошибки). Вариант: запись словосочетаний с предложенными словами (форму слов можно менять): расчертить, рассмотреть, разведка, беззвучный, бесчисленный, расщелина, рассада, беззлобный, разбить, вздрогнуть, бесчеловечный, расселить, разгневаться, истратить.

3. Самостоятельная работа по заданиям упр. 441—443, 445, 446 сопровождается взаимопроверкой и помощью учеников- консультантов.

4. Предупредительный диктант с выделением орфограмм в приставках.

Петя внимательно рассматривал висевшую на стене картину. Художник изобразил на полотне рассвет. Солнце только появилось из-за горизонта, и весь луг раззолотился. Бесчисленные цветы подняли свои согнувшиеся под росой головы и начали расправлять лепестки. Природа радостно расцветала под солнечными лучами, наливалась яркими красками, приветствовала наступление нового дня. (М. Бондаренко)

Задания: сделать синтаксический и пунктуационный разбор 3-го и 5-го предложений, морфемный разбор слов по указанию учителя.

V. Подведение итогов урока. Работа над допущенными ошибками.

VI. Домашнее задание. Упр. 444.






Для любых предложений по сайту: [email protected]