Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Варианты морфем - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о вариантах морфем; учить различать варианты морфем; развивать навыки морфемного и синтаксического разбора, анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять морфемы в слове; находить варианты морфем; опознавать морфемы с чередованием; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 430 — чтение продолжения сказки, сочиненного учениками; сопоставление с авторским вариантом.
III. Самоопределение к деятельности
Мы уже поняли, что в разных морфемах звуки могут чередоваться, что некоторые гласные могут убегать, и тогда на их месте остается ноль звука. Понаблюдаем, как происходит чередование звуков в морфемах.
IV. Работа по теме урока
1. Проведите самостоятельные наблюдения, прочитайте теоретический материал учебника (§ 80, с. 26—27) и сделайте вывод.
Вывод. Чередование гласных и согласных может происходить в любых морфемах — корнях, приставках, суффиксах, окончаниях.
Комментарий
Части слов, в которых имеются чередования звуков, называются вариантами морфем. Выходит, мы с вами уже несколько уроков изучаем варианты морфем: чередование звуков, беглые гласные. В русском языке таких слов довольно много.
2. Анализ слов с вариантами морфем.
Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Запишите предложение под диктовку, объясните знаки препинания, выпишите слова с вариантами морфем, подберите к ним слова с чередованием, обозначьте морфемы с чередованием.
Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.
Комментарий
Налить — налью, воды — обезвоженный, в — во, поставить — поставлю, мороз — мороженое, разорвет — разбить, разорвет — разрыв.
Обратим внимание, что чередование затрагивает и предлоги: в — во. Другие примеры с предлогами: с тобой — со мной, перед дверью — передо мной, из дома — изо льда, под водой — подо мной, над землей — надо лбом.
3. Беседа.
В начале § 80 встречаются слова с чередованием гласных и согласных в корне: упросить — упрашивать, поглотить — поглощение (добавим: проглатывать). Чередования гласных в подобных словах подчиняются определенному правилу. Попробуем его вывести самостоятельно. Сравним слова и решим, в каких случаях в корне пишется а, а в каких — о.
Ломать — лом — отламывать.
Просить — вопрос — спрашивать.
Копать — подкоп — откапывать.
Кроить — кройка — раскраивать.
Одолжить — долг — одалживать.
Кормить — корм — подкармливать.
Полоть — прополка — пропалывать.
Косить — косит — обкашивать.
Молить — молит — замаливать.
Утроение — тройка — утраивать.
Вывод. В подобных словах под ударением пишется и а, и о, без ударения — только о.
Есть, однако, слова, в которых не происходит чередования гласной в корне, а пишется только о: обусловливать, подытоживать, разрознивать, сморщивать, узаконивать, уполномочивать, упрочивать, обезболивать, отсрочивать, приурочивать.
Комментарий
Часто возникают вопросы, как правильно говорить и писать формы некоторых глаголов. Допускаются варианты следующих глаголов:
брызжут и брызгают, гложут и глодают, движутся и двигаются, каплют и капают, колышут и колыхают, кудахчут и кудахтают, машут и махают, мурлычут и мурлыкают, плещутся и плескаются, полощутся и полоскаются, рыщут и рыскают, хнычут и хныкают, щиплют и щипают.
Существительное “мох” склоняется двояко: мха и моха, во мхе и на мохе; во мн. ч. только так: мхи, мхов.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 431 — комментированное письмо.
VI. Занимательная лингвистика
Вспомните песенку из мультфильма про зайца-хвастунишку и найдите слова с чередованием:
Какой чудесный день,
Какой чудесный пень,
Какой чудесный я
И все мои друзья!
(День — дня, пень — пня, друзья — друг — дружить.)
VII. Подведение итогов
— Что такое варианты морфем?
Домашнее задание
1. § 80, 81 (самостоятельно).
2. Выписать из фрагмента стихотворения А.Н. Плещеева “Весна” слова с вариантами морфем, подобрать к ним слова с чередованием; обозначить морфемы с чередованием:
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.