Правописание гласных и согласных в приставках - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Правописание гласных и согласных в приставках - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания гласных и согласных в приставках; формировать навыки анализа.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ диктанта

Подведем итоги: кто нашел в тексте диктанта больше слов с вариантами морфем? Прочитаем эти слова.

III. Анализ выполнения тестов

IV. Актуализация знаний

Задание из рабочей тетради.

V. Самоопределение к деятельности

Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные — под ударение, согласные — перед гласными или сонорными согласными.

VI. Работа по теме урока

1. Беседа.

Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит оттого, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на -з, -с и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить:

надколоть — надорвать, надрубить;

подпилить — подождать, поднимать; по́дпол;

промахнуться — про́мах и т. д.

2. Чтение теоретического материала учебника (§ 82, с. 28).

Комментарий

Обратим внимание на приставку с-. Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим — [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/глухости и твердости/мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.

Одинаковое написание приставок не подразумевает отмены вариантов морфемы: приставки над-, под-, с-, в-, об-, пред-, от- имеют варианты (беглые гласные): надо-, подо-, со-, во-, обо-, предо-, ото- (надорвать, подождать, соврать, войти, обогнуть, предоставить, отогнать).

3. Составление таблицы приставок с беглыми гласными (на доске и в тетрадях).

Приставка

Примеры

над- (надо-).

Надкусить, надорвать

под- (подо-)

Подбежать, подобраться

с- (со-)

Сверить, собрать

в- (во-)

Втереть, вогнать

об- (обо-)

Обзор, обозрение

пред- (предо-)

Предложение, предоставить

от- (ото-)

Отбор, отозвать

— Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной. (Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных.)

VII. Закрепление изученного материала

1. Упр. 433 — комментированное письмо.

2. Упр. 436 — чтение, обсуждение вопросов (самостоятельное выполнение).

Дополнительный вопрос

— В какой пословице есть антонимы? К какой части речи они относятся?

Комментарий

Антонимы-наречия есть в первой пословице: трудно — легко. Антонимы-глаголы — в пятой: взять — отдать.

3. Упр. 435 — выполнение заданий (самостоятельная работа).

VIII. Подведение итогов

— Как можно проверить гласные и согласные в приставках?

Домашнее задание

1. § 82.

2. Упр. 434.

3. Работа над ошибками.






Для любых предложений по сайту: [email protected]