Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание непроизносимых согласных в корне слова - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: закрепить умение обнаруживать орфограммы — согласные в корнях слов; развивать навыки фонетического разбора и разбора слова по составу, навыки работы с орфографическим словарем; формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; проводить фонетический анализ; подбирать проверочные слова; выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Чтение предложений со словарными словами.
2. Сообщения о происхождении слов хоккей, матч.
(Ответ. Оба слова пришли к нам из английского языка: match, hockey. Слово матч в английском языке изначально обозначало “соперник, пара”. Слово хоккей, вероятно, восходит к старофранцузскому hoquet — пастуший посох с крюком.)
III. Работа по теме урока
1. Фонетический разбор прилагательных.
Устный ответ, опасный поворот.
У́стный — 2 слога.
у — [у́] — гласн., ударн.
с — [с] — согласн., глух., тв.
и — [н] — согласн., зв., тв.
ы — [ы] — гласи., безударн.
й — [й] — согласи,, мягк., зв.
6 букв, 5 звуков.
Комментарий
Обратите внимание на то, что для правильного фонетического разбора необходимо забыть о правописании слова и слушать лишь его звучание. Уточним значение проверочного слова уста: устаревшее слово, корень которого находим в однокоренных словах устно, устный, изустно, а само слово сохранилось в поэтической речи: уста сахарные; твоими бы устами да мед пить.
2. Морфемный разбор (разбор слов по составу).
— Подумайте, в каких еще словах встречается этот редкий суффикс -ес-. (Небеса, небесный, словесный, телесный, древесина, древесный.)
— Как вы думаете, с какой целью мы сделали фонетический и морфемный разбор этих прилагательных?
— Проведем наблюдения (§ 10, с. 25) и сделаем вывод. Прочитаем правило на с. 26. Запишем слова с орфограммой в тетрадь-словарик.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 47 — комментированное письмо.
2. Упр. 48 — чтение (а возможно и пение на мотив танго) стихотворения Хайта и Левенбука; далее - самостоятельная работа и последующая проверка.
Слов с непроизносимыми согласными 10: прелестный, солнце, празднично, местность, окрестность, сердца, пастбище, грустно, чувствую, здравствуйте.
3. Тестовое задание.
В каком слове есть непроизносимый согласный в корне?
1) лес..ный;
2) опас..ный;
3) словес..ный;
4) прекрас..но.
V. Занимательная лингвистика
Возьмите у глагола издать приставку, у существительного весточка — корень, у прилагательного подводное — суффикс, у прилагательного телефонный — окончание.
— Какое слово у вас получилось? (Прилагательное “известный”.)
VI. Подведение итогов
— Что надо знать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова?
Домашнее задание
1. § 10.
2. Упр. 49 (подготовка к диктанту).
3. Рабочая тетрадь: задания 13—18 (с. 9—10).