Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Множественное число имен существительных (продолжение) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить навыки образования форм мн. ч. существительных; развивать навыки грамотной речи, орфографические навыки, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе, навыки рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся узнают способы образования форм множественного числа существительных; научатся выбирать гласные в окончаниях существительных в форме множественного числа; предупреждать речевые ошибки; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 551 — проверка по цепочке (в это время два ученика выполняют на доске синтаксический и пунктуационный разбор).
III. Работа по теме урока
1. Упр. 552 — выполнение заданий.
Рассмотрим картинки, сделаем вывод: на верхних частях картинок изображены листы, зубы, корни, на нижних — листья, зубья, коренья; в ед. ч. формы этих существительных совпадают: лист, зуб, корень.
2. Упр. 553 — комментированное письмо (повторение орфограммы “Употребление ь на конце существительных после шипящих”).
3. Работа по предупреждению речевых ошибок.
1) Беседа.
Поговорим об очень частых ошибках, которые многие допускают ежедневно в привычных бытовых ситуациях.
— Как, например, вы попросите в магазине: Взвесьте мне, пожалуйста, двести граммов конфет или двести грамм?
— Как вы скажете: Купил пять килограмм картошки или пять килограммов? (Правильно: двести граммов, пять килограммов.)
— Как правильно: Мама купила несколько пар носков (или носок) и две пары чулок (или чулков)? (Правильно: носков, чулок.)
— Рассмотрите картинки к упр. 554 (с. 75) и составьте словосочетания с существительными в Р. п. мн. ч.: яблоки, помидоры, баклажаны, макароны. (Правильно: яблок, помидоров, баклажанов, макарон.)
2) Упр. 554 — комментированное письмо.
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 75, в тетрадь-словарик, несколько раз произнесите вслух формы И. п. в ед. ч. и Р. п. во мн. ч.; запишите и эти формы: апельсин — апельсинов; мандарин — мандаринов.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
— В чем особенности правописания существительных в Р. п. мн. ч., оканчивающихся на шипящую?
— Правильно ли вы называли формы мн. ч. имен существительных, о которых мы говорили?
— Прислушайтесь к речи окружающих, постарайтесь вежливо поправлять чужие ошибки в образовании мн. ч. имен существительных.
Домашнее задание
1. § 98.
2. Упр. 555.