Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Имя прилагательное как часть речи (продолжение) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать роль прилагательных в художественной речи, в предложении; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в группах.
Планируемые результаты: учащиеся узнают морфологические признаки имени прилагательного; научатся различать постоянные и непостоянные признаки; узнают синтаксическую роль прилагательных в предложении; научатся понимать роль прилагательных в художественной речи; объяснять языковые явления.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы.
— На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
— Какую роль в предложении играют имена прилагательные?
2) Упр. 571 — обсуждение заданий (в это время три ученика выполняют на доске синтаксический, пунктуационный и морфологический разбор).
Комментарий
Первый абзац текста составляют все предложения, кроме двух последних.
Прилагательные в предложении чаще всего являются определениями, а в данном тексте почти все прилагательные играют роль сказуемых.
Синонимы к слову отзывчивый: чуткий, душевный.
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Запишите предложение под диктовку (на доске и в тетрадях), выполните синтаксический разбор, укажите способы образования прилагательных.
От железнодорожной трассы я направился проселочной дорогой через долинные широколиственные леса.
III. Закрепление изученного материала
1. Упр. 571 — чтение, беседа по вопросам, комментированное письмо.
Комментарий
Первый абзац составляют первые пять предложений, второй абзац — остальные, кроме двух последних.
Простой (в данном контексте) — открытый, прямой, бесхитростный. Простоватый — недалекий, наивный.
2. Упр. 572 — выполнение заданий (устно).
3. Предупреждение речевых ошибок. Упр. 575 — комментированное письмо (морфемный и морфологический разбор слов — на доске).
Комментарий
Выпишем словосочетания: холодной водой, с веселыми юношами и девушками, у знакомой старушки, на огромном айсберге, с разными сувенирами, о весеннем ливне, с тонким ароматом.Остальные словосочетания содержат излишние прилагательные, однородные по значению с существительными. Оборот речи, в котором сочетаются “лишние” слова, называется плеоназмом.
Уточним значения слов айсберг (нем. — ледяная гора) — плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника; сувенир — памятный подарок.
4. Упр. 577 - выполнение заданий (первые три пары слов разберем в классе, далее — самостоятельное выполнение).
IV. Работа по теме уроков
1. Прямое и переносное значение прилагательных.
Задание. Подберите к данным прилагательным существительные; проясните прямое и переносное значение прилагательных.
1-я группа — свежий, 2-я — черный, 3-я — строгий, 4-я — острый.
Примеры:
1) свежая булка, свежий вид, свежее белье, свежая вода, свежие силы, свежие краски, свежий след, свежий ветер, на свежую голову;
2) черные волосы, черный ход, черная работа, черная магия, черный юмор, черная сторона жизни, черная зависть, черный кофе, держать в черном теле, черная кошка;
3) строгий учитель, строгий ошейник, строгие правила, строгий тон, строгий выговор, строгая диета, строгая последовательность, строгие черты лица, строгий костюм;
4) острый нож, острый взгляд, острый язык, туфли с острыми носами, острое зрение, острый запах, острый перец, острая боль, острый момент в игре.
2. Роль прилагательных в художественных произведениях.
— Представьте себе, что прилагательные исчезли из нашей речи. Что произойдет?
Послушайте фрагменты из стихотворений.
1) Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
С.А. Есенин
2) Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
Дон-Аминадо
— Какую роль играют прилагательные в стихотворении Есенина? (Примерный ответ. Прилагательные являются образными определениями — эпитетами, одновременно эпитеты играют роль олицетворений (сонные), метафор (шелковые, серебряные).)
— В чем особенность прилагательных в стихотворении Дон- Аминадо? (Примерный ответ. Если убрать из этих строк прилагательные, потеряется не только красота и выразительность эпитетов, но и смысл стихотворения, утратится чувство любви поэта к потерянной Родине, чувство тоски по ней.)
Обратимся к фрагменту сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”. (Можно прочитать сначала без прилагательных.)
Это были отряды войска королевы. Одни напоминали собой ежей, другие — змей, третьи — медвежат с шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были хлопьями.
А вот как звучит настоящий текст сказки:
Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат со взъерошенной шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.
Сравним фрагменты и сделаем вывод.
Вывод. Мы видим, что образность художественной речи — поэтической или прозаической — во многом складывается благодаря прилагательным, эпитетам. Точные, образные прилагательные помогают проникнуть в мир поэзии, в мир сказки, ощутить красоту этого мира.
V. Подведение итогов
Сформулируйте с помощью прилагательных ответ на вопрос: “Какой делают речь прилагательные?”
Домашнее задание
1. § 101.
2. Упр. 573, 574 — описать пасмурный день.
3. Упр. 576 — подготовить рассказ об имени прилагательном.
4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о роли прилагательных в художественных произведениях на одном-двух примерах.