Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Что мы знаем о тексте - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: проанализировать выполнение проверочной работы; повторить основные признаки текста; развивать умение строить текст, пунктуационные навыки; формировать умение выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять признаки текста; научатся озаглавливать текст.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения проверочной работы
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение сочинений.
IV. Работа по теме урока
Наша задача — вспомнить, что мы знаем о тексте: каковы признаки текста, какие бывают тексты, как можно работать с текстом.
1. Проведите самостоятельные наблюдения (схема на с. 32).
2. Упр. 65 — обсуждение вопроса, разбор задания.
3. Упр. 66 — чтение диалога по ролям, обсуждение вопроса.
4. Элементы сравнительного анализа.
1) Упр. 67 — выполнение задания и беседа по вопросам.
— Какую из записей вы бы назвали текстом?
— Почему первая запись не является текстом? (Предложения не связаны между собой по смыслу.)
— Как вы считаете, о чем говорится в тексте (запись II)?
— Как связаны предложения этого текста?
Первый вывод. Текст — высказывание, состоящее из предложений, которые связаны общим смыслом.
2) Обсуждение заголовков к тексту.
— Каков общий смысл предложений записи II? Попробуйте кратко охарактеризовать его.
Постараемся добиться кратких формулировок. Обнаруживаем, что кратко выраженный общий смысл — например, “Раннее утро”, “Рассвет в лесу”, “Утро в зимнем лесу”, “Просыпается зимний лес” — может служить заглавием к тексту.
Запишем варианты заголовков на доске и обсудим их.
Первый заголовок называет тему текста. Второй (“Рассвет в лесу”) — уточняет место описания. В третьем (“Утро в зимнем лесу”) — с помощью прилагательного-определения обозначено и время года. Четвертый (“Просыпается зимний лес”) — с помощью глагола-олицетворения просыпается наиболее полно передает общий образ текста — образ живого, одухотворенного леса. В этом же глаголе заключен и образ утра.
Второй вывод. В заголовке содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.
3) Упр. 69 — выполнение задания (устно).
— Почему нельзя назвать текстом эти предложения? (Примерный ответ. Они расположены беспорядочно. Текст как будто рассыпан, и предложения перепутаны.)
Восстановим правильный порядок предложений и прочитаем. У нас получился текст.
— Что, кроме общего смысла, необходимо для того, чтобы предложения стали текстом?
Третий вывод. Предложения в тексте должны стоять в определенной последовательности.
5. Определение термина “текст”.
1) Опираясь на сделанные нами выводы, попробуйте определить, что такое текст.
2) Прочитайте теоретический материал учебника (с. 34) и уточните определение текста.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 68 — чтение, обсуждение, письменное выполнение.
Комментарий
Запись представляет собой слова, не отделенные друг от друга знаками препинания. Прежде чем определить границы текстов, необходимо определить границы предложений, расставить знаки препинания.
Поясним, что второй текст надо писать с абзаца, с новой строки. Абзацами выделяются микротемы (несколько предложений, выражающих законченную мысль) любого текста. В данном случае с абзаца начинается другой текст.
Последнее предложение первого текста — Стояла тишина. Первое предложение второго текста — В тихий зимний день вхожу в лес на лыжах. Кроме общей темы, предложения в каждом тексте связаны формой глаголов-сказуемых. В первом тексте глаголы прошедшего Времени, они передают картину прошлого. Во втором тексте первые два глагола стоят в настоящем времени, что создает у читателя эффект присутствия.
Варианты заголовков: 1) “Осенний вечер”, “Сентябрьские сумерки”; 2) “Зимний день в лесу”, “Вхожу в лес на лыжах”.
VI. Подведение итогов
— Что нового узнали вы о тексте? Каковы его признаки?
— Какое значение имеет заглавие текста?
— Каким должен быть заголовок?
Домашнее задание
1. § 14.
2. Упр. 70 — подготовка к изложению по памятке на с. 169 (устно).
3. Работа над ошибками в проверочной работе.
4. Рабочая тетрадь: задания 22—23 (с. 12—13).