Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Время глагола. Прошедшее время - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: актуализировать знания о временах глагола; учить определять временные формы глагола; показать способы образования глаголов прошедшего времени; учить соблюдать орфоэпические нормы; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять временные формы глагола; узнают способы образования глаголов прошедшего времени; научатся образовывать форму прошедшего времени глагола; определять непостоянные признаки; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Устные рассказы и их обсуждение.
2) Задание из рабочей тетради.
2. Распределительный диктант.
Замереть от восторга, вытирает мебель, выстелила листвой, выбираем глаголы, отпирают двери, выдернуть из земли, обжигаешь в печи, ярко заблестели, отдираю этикетку, соберем грибы, приберу квартиру, блистать на сцене, отмирают осенью, оттереть до блеска, настилать доски, выжег рисунок, подпереть забор.
Грамматическое задание. Запишите глаголы с чередованием в корне в два столбика: 1) с е; 2) с и.
III. Работа по теме “Время глагола”
1. Обсуждение вопроса.
— С помощью какой части речи можно понять, о каком времени мы говорим: о прошлом, о настоящем, о будущем? (С помощью глагола.)
2. Самостоятельные наблюдения (§ 114, с. 260); обсуждение вопросов.
3. Беседа.
В повседневной речи мы не задумываясь пользуемся временными формами глаголов, не задумываясь выбираем именно те формы, которые нам необходимы для выражения действий, которые происходили, происходят или будут происходить.
Попробуем подойти к этому осознанно. Это не значит, что я призываю вас задумываться всякий раз, когда вы захотите что-то сказать, хотя и это бывает полезно.
Чтобы правильно писать и говорить, необходимо знать законы, по которым образуются и изменяются глаголы.
4. Упр. 653 — обсуждение, запись предложений.
5. Упр. 654 — комментированное письмо.
IV. Работа по теме “Прошедшее время”
1. Чтение теоретических сведений и самостоятельные наблюдения (§ 115, с. 116).
2. Обсуждение вопроса.
— Можем ли мы, прочитав правило, сказать, как образуются глаголы прошедшего времени? (Они образуются от основы неопределенной формы с помощью суффикса -л-.)
3. Чтение правила на с. 117.
4. Задание (выполняется на доске и в тетрадях). Образуйте словосочетания с формой прошедшего времени данных глаголов (можно добавить приставки); обозначьте основы глаголов, выделите суффиксы, определите вид глаголов.
Чуять, чаять и затеять,
Реять, таять и лелеять.
(Примерный ответ. Почуял (сов.) опасность, не чаяла (несов.) увидеть (сов.), затеяли (сов.) игру, реяло (несов.) на ветру, растаял (сов.) весной, лелеяла (несов.) дочку.)
(Все глаголы на -ять см. в уроке 166.)
5. Задание. Поставьте глаголы везти, нести, расти, трясти, замереть в форму прошедшего времени в мужском, женском и среднем роде и во мн. ч.
(Ответ. Везти — вез, везла, везло, везли; нести — нес, несла, несло, несли; расти — рос, росла, росло, росли; трясти — тряс, трясла, трясло, трясли; замереть — замер, замерла, замерло, замерли.)
— Чем отличается способ образования форм прошедшего времени этих глаголов? {Эти глаголы образуют форму прошедшего времени без суффикса -л- в мужском роде.)
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 655 — комментированное письмо.
2. Упр. 656 — орфоэпическая работа (устно).
Необходимо произнести вслух глаголы, помещенные на поле с. 117, и глаголы из упр. 656.
VI. Подведение итогов
— Как узнать, какую гласную надо писать в прошедшем времени глаголов перед суффиксом -л-? (Надо поставить глагол в неопределенную форму, гласная этой формы и есть подсказка.)
Домашнее задание
1. § 114, 115.
2. Упр. 657.