Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Изложение - Урок 3 - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать навыки анализа текста, сжатого изложения, умение пересказывать текст с изменением лица рассказчика; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему текста; выделять главную мысль текста, выделять микротемы; составлять план; строить речевые высказывания; владеть приемами сжатия текста; сжато излагать текст с изменением лица рассказчика; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 687 — разбор устно двух глаголов; синтаксический разбор предложения.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Вам предстоит написать очередное изложение, на этот раз сжатое. Количество слов ограниченно: не более ста. Необходимо при этом изменить лицо рассказчика — надо пересказать текст от 3-го лица. Но сначала перечитаем текст.
2. Упр. 688 — выразительное чтение текста по ролям.
3. Обсуждение вопросов.
— Как вы считаете, чем “не угодил” хозяин своим гостям? (Примерный ответ. Он повел себя очень невежливо, обидел каждого гостя, показав, что ему не нравятся подарки.)
— Как должен вести себя гостеприимный хозяин?
— О чем можно вовсе не говорить в сжатом изложении? (Можно сократить вступительную часть текста.)
— О чем можно сказать обобщенно? (Обобщенно можно передать прямую речь, заключительную часть.)
4. Составление плана.
План
1) Приход гостей.
2) Подарки.
3) Невеселое чаепитие.
5. Подготовка и устные пересказы.
6. Написание изложения.
Пример изложения
Шоколадный торт
На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения. Пришли гости, принесли подарки. Коля — настольную игру “Хоккей”, Витя - сказки Андерсена, Лиля - набор фломастеров. Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру “Футбол”, Вите — что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле — что набор фломастеров маловат.
Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит — гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
(87 слов)
Домашнее задание
Упр. 689.