Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
-Тся и-ться в глаголах - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: углубить знания о глаголе как части речи; повторить правописание глаголов; развивать умение определять тему и основную мысль текста; формировать навыки лингвистического анализа; развивать мотивацию к обучению и самообучению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать формы 3-го лица ед. ч. глагола от неопределенной формы с помощью вопросов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 83 - выразительное чтение стихотворения; беседа по заданиям.
(Ответ. Тема — необычный цветок. Лилия необычна тем, что, в отличие от других цветов, прячется от солнца и раскрывается при луне. Основная мысль: вглядитесь в красоту, хрупкость необычного, почувствуйте его привлекательность, особенность, незаурядность, жажду и силу жизни.)
2. Задание из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
— В каких случаях в глаголах пишется ь? (Во 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих, в неопределенной форме.)
— На какой вопрос отвечают глаголы в неопределенной форме? Как вопрос помогает правописанию? (Примерный ответ. Что делать? Мягкий знак в вопросе подсказывает, что этот знак необходим, даже если на конце глагола стоит суффикс -ся.)
— В чем особенность глаголов в неопределенной форме? (Глаголы в неопределенной ферме лишь называют действие, а само действие проявляется только при спряжении глаголов, т. е. при изменении по лицам и числам.)
— Что такое личные окончания глаголов? (Личные окончания глаголов — это окончания настоящего и будущего времени в единственном и множественном числе.)
2. Проведите самостоятельные наблюдения (§ 17, с. 41) и сделайте вывод.
Вывод. Написание -тся и -ться в глаголах различают по вопросам.
3. Прочитайте правило и образец рассуждения на с. 41—42.
Дополнительные вопросы и задания
— Почему слова распустится и распутица рифмуются? (Ответ. Эти слова созвучны, при произношении они различаются лишь одним звуком [с].)
— Докажите это с помощью фонетического разбора.
4. Упр. 84 — комментированное письмо.
Комментарий
В некоторых случаях установить, от какого слова зависит глагол, сложно (5-е и 6-е предложения).
В 6-м предложении возможно двойное прочтение: грамоте учиться и грамоте (он) учится. Правильный первый вариант. Для понимания смысла предложения надо сделать его синтаксический разбор, определить роль глаголов. Учиться — подлежащее, пригодится — сказуемое. Подлежащим может быть только глагол в неопределенной форме.
В 6-м предложении можно подставить подлежащее, от которого задать вопрос: За всё (он) берется, да не всё (что делает?) удается. В этом случае тоже поможет синтаксический разбор. В первой части предложения слово всё — дополнение, во второй — подлежащее.
5. Тестовое задание.
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется ь?
1) ты знаеш.., он не испугает..ся;
2) испеч.. пирог, они старают..ся;
3) надо двигат..ся, ты ошибаеш..ся;
4) привлеч.. внимание, она наряжает..ся.
IV. Подведение итогов
— Как вопросы помогают в правописании глаголов?
Домашнее задание
1. § 17.
2. Упр. 85.