Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Основная мысль текста - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: проверить знания по теме “Местоимение”; дать понятие об основной мысли текста, показать ее отличие от темы текста; развивать навыки анализа и редактирования текста, навыки монологической речи; формировать интерес к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему и основную мысль текста; научатся навыкам редактирования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 114 — пересказ сказки Л.Н. Толстого “Белка и волк”.
2. Задания из рабочей тетради.
III. Тест по темам “Местоимение”, “Служебные части речи”.
Тест 5 (по вариантам): см. КИМы. (Можно ограничиться несколькими заданиями из теста.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
Кому из вас легко писать сочинения? Наверное, таких немного. О чем писать, даже если тема уже дана? Ведь хочется, чтобы было интересно, не скучно. Значит, надо выбирать какие-то занимательные, необычные темы? А как вы думаете, интересно ли писать о том, что привычно, что ежедневно у нас перед глазами, например о чайнике? Юнна Мориц выбрала как раз такую тему. Посмотрим, что из этого получилось.
2. Упр. 115 — выразительное чтение, обсуждение вопросов.
— Понравилось ли вам стихотворение? Какова его тема?
Как видите, тема (то, о чем говорится в тексте) очень проста - чайник. Казалось бы, что можно написать о чайнике? Почему же стихотворение получилось интересным? (Обсуждение.) Какова основная мысль стихотворения?
Комментарий
В стихотворении Юнны Мориц чайник словно оживает: приобретает портретные черты (пузатый), голос (пых-пых), общественное положение (становится знаменит); чай, наполняющий чайник, создает характер (разгонит скуку и печаль; с чудесным настроеньем). Автор использовал эту тему просто как повод для того, чтобы выразить основную мысль: радуйтесь простым вещам, умейте разглядеть необычное в обыденном, привычном — и жизнь ваша будет интересной.
Основная мысль — это то, ради чего, для чего написан текст, что хотел выразить автор с помощью текста.
Значит, главное — не что описывать, а как; какую мысль заложить в основу текста, как ее провести через текст, с помощью каких средств. Если нет мысли, текст (даже на самую занятную тему) окажется пустым и бессмысленным.
3. Упр. 116 (текст Ю.Я. Яковлева “Порядочный человек”) — выразительное чтение, обсуждение вопросов.
Комментарий
Тема текста — порядочность. Автор рассуждает о происхождении и значении этого слова. Основная мысль, которая раскрывается в ходе этого рассуждения: от порядочности каждого из нас зависит счастье других людей и наше собственное счастье. Автор призывает читателя к порядочности — верности, честности, благородству. Основная мысль выражена в предложениях:
Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди; И живи так, чтобы люди говорили про тебя: “Это порядочный человек”.
Основная мысль этого текста может быть выражена в другом тексте на другую тему, т. е. тема текста и основная мысль текста не связаны напрямую.
Приведем пример текста, тема которого тоже порядочность — верность, благородство.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: “Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?”
“А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают”.
(Л.Н. Толстой)
Основная мысль этого текста выражена в последней фразе.
4. Редактирование текста.
Упр. 117 — чтение заметки и ее обсуждение с учетом замечаний редактора.
Вывод. Основная мысль текста, отраженная в заголовке, не раскрыта, она не соответствует содержанию заметки.
— Как вы считаете, интересной ли была встреча, описанная в заметке? Может быть, ее автор просто не сумел передать, что же было интересного? Обоснуйте свое мнение.
Комментарий
Скорее всего, встреча не была интересной. Об этом говорят фразы: Все зашумели; Было скучно, и время тянулось долго-долго; Очень хотелось домой. Такое впечатление, что самым интересным в этой встрече был финал: Наконец нас отпустили, и мы весело побежали в раздевалку.
— Как исправить положение: переделать текст, чтобы он соответствовал заголовку; поменять заголовок; вообще по-другому написать и текст, и заголовок?
Комментарий
Вряд ли стоит подгонять содержание под заголовок, придумывать, что всем было интересно, — это будет неправдой. Если просто изменить заголовок (например, “Неинтересная встреча”), остаются вопросы: зачем позвали шефов и ветерана на встречу? Что за выставку устроили ребята? Что на ней могло привлечь внимание?
Остается третий путь: переписать заметку и изменить заголовок. Тема останется та же — встреча школьников с шефами. В заметке необходимо сначала осветить первые три вопроса, заданные редактором. Основная мысль должна следовать из призыва: давайте разберемся, почему встреча оказалась неинтересной, почему было скучно и хотелось домой.
Автор заметки попробует дать свое объяснение, может предложить этот вопрос для обсуждения читателям. Тогда заметка выполнит свою задачу — привлечет внимание к проблемам в классе.
5. Упр. 118 — подготовка к сочинению.
1) Выбор темы.
— Прочитайте текст упражнения. Попробуйте выбрать более узкую тему сочинения (у каждого свой случай, свои “летние радости”),
2) Устные рассказы.
Примечание
Лучшие сочинения можно поместить в школьную стенгазету. Это будет дополнительным стимулом для учеников.
V. Подведение итогов
— Что такое основная мысль текста?
— Как она связана с темой текста?
— Какова роль заголовка в раскрытии основной мысли текста?
Домашнее задание
1. Упр. 118 — сочинение.
2. Контрольные вопросы и задания (с. 55).