Синтаксис и пунктуация - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Синтаксис и пунктуация - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о синтаксисе; показать связь синтаксиса и пунктуации; повторить знаки препинания; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять роль знаков препинания; понимать связь синтаксиса и пунктуации; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чтение и анализ сочинений

III. Самоопределение к деятельности

Мы закончили повторение изученного в начальных классах и начинаем изучение большой новой темы — “Синтаксис”. Это слово древнегреческое по происхождению, означает “составление”, “построение”, “порядок”. Вы уже знакомы с синтаксическим разбором предложения, т. е. умеете устанавливать связь слов в предложении. Теперь наша задача — глубже разобраться в том, как, по каким правилам, законам строятся словосочетание и предложение.

Вы, наверное, заметили, изучая иностранный язык, что знание слов еще не означает умения говорить и правильно строить фразы. Если мы попытаемся объясниться с англичанином или французом с помощью словаря, он вряд ли нас поймет. Слова должны стоять в определенной последовательности, соединяться по определенным законам языка. Чтобы постичь законы синтаксиса иностранного языка, надо уметь прежде всего разбираться в родном языке.

IV. Работа по теме “Синтаксис”

1. Самостоятельные наблюдения (§ 24, с. 56).

2. Упр. 119 — комментированное письмо.

3. Упр. 120 — самостоятельная подготовка, выразительное чтение.

Комментарий

Учтите, что тире в первой строке стихотворения — синтаксический знак, а не пропуск слова: Поет зима - аукает...

Обратите внимание на ударение в слове (шёлковым) шелко́вым, подсказанное ритмом стихотворения. Напомним, что такое произношение характерно для произведений устного народного творчества (сказки, лирические песни и т. д.).

Запишем только первое и третье предложения стихотворения, так как в них пропущены запятые.

4. Упр. 121 — выполнение задания, обсуждение (на доске и в тетрадях).

V. Работа по теме “Пунктуация”

1. Беседа.

Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания. Эти знаки разнообразны. С их помощью выделяются, разделяются синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Пунктуация проясняет смысл, помогает правильно понять предложение.

В упр. 120 вы расставили пропущенные запятые, применив при этом правила пунктуации, соблюдя законы синтаксиса. Вряд ли вы сомневались в необходимости постановки запятой в этих предложениях. Но бывают случаи и посложнее. Случаи, когда от знака препинания зависит жизнь человека. Речь идет об известной фразе “Казнить нельзя помиловать”.

Попробуйте поставить запятую сначала после первого слова - и казнь окажется неизбежной. Гуманно поставить запятую после второго слова — и осужденный будет помилован.

В Древней Руси, например, при письме не пользовались знаками препинания, их попросту не было. Да еще не было принято оставлять пробелы между словами. Поэтому смысл древних грамот разобрать нелегко, а иногда можно понять его двояко.

2. Работа по учебнику.

— Проведите самостоятельные наблюдения над материалом учебника (§ 25, с. 57—58).

— Какие знаки препинания употреблены в тексте в начале параграфа?

— Прочитайте диалог на с. 58 и сделайте вывод о связи синтаксиса и пунктуации.

Комментарии

Синтаксис — это то, как построены предложения, как связаны между собой слова в словосочетаниях и предложениях. Пунктуация — это знаки, которые наглядно показывают, отражают синтаксические связи между словами и предложениями.

Представим себе текст как дорогу. На любой дороге встречаются дорожные знаки. Что они показывают? Назовите известные вам дорожные знаки.

Дорожные знаки показывают, например, что на одном участке скорость движения должна быть ограниченна, что перед знаком “Дети” надо притормозить, потому что рядом школа или детский сад, что на третьем движение только одностороннее. Знаки предупреждают, что в таком-то месте дорога пересекается с трамвайными путями, что в другом месте пешеходный переход, а значит, надо снизить скорость, предупреждают о крутых спусках и подъемах дороги, о том, что ведутся дорожные работы и т. д. и т. п. Дорожные знаки только обозначают то, что есть, реальную ситуацию на дороге.

Так и знаки пунктуации обозначают реальную ситуацию предложения, текста, который всегда строится по законам синтаксиса.

3. Значение знаков препинания.

Прочитать шуточное стихотворение Б.В. Заходера (упр. 122) сначала так, чтобы ясна была путаница, нелепость смысла: Речка за окном горит / Чей-то дом хвостом виляет и т. д. Учащиеся сами должны догадаться, в чем тут дело (нарушена смысловая связь). Достаточно правильно поставить запятые, чтобы в стихотворении появился смысл.

Можно привести другой подобный пример — стихотворение об удивительном городе:

...Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят...

VI. Закрепление изученного материала

1. Упр. 123 — выполнение задания (устно).

2. Упр. 126 — беседа о знаках препинания и их роли.

VII. Занимательная лингвистика

Упр. 124 - обсуждение вопросов.

VIII. Подведение итогов

— Что называется синтаксисом?

— Что такое пунктуация?

— Как связаны синтаксис и пунктуация?

Домашнее задание

1. § 24, 25.

2. Упр. 125.






Для любых предложений по сайту: [email protected]